Рыцарь, смерть и чёрт
«Рыцарь, смерть и чёрт» (нем. «Rit ter, TodundTeufel») — резцовая гравюра на меди, произведение выдающегося художника Северного Возрождения Альбрехта Дюрера (1471-1528), уроженца южногерманского города Нюрнберга. Первая из трех так называемых мастерских гравюр (нем. «Meisterstiche»), созданных художником в 1513 — 1514 гг., в период зрелости индивидуального стиля, наивысшего мастерства и устремления к философскому осмыслению действительности (две другие гравюры цикла: «Св. Иероним» и «МЕЛАНХОЛИЯ»). В этих гравюрах Дюрер выступает как художник-мыслитель, как широко образованный человек, опирающийся на трактаты гуманистов, учения философов и естествоиспытателей.
Художник назвал композицию «Всадник» («Der Reuter”). По мнению исследователей, тема гравюры отражает идею трактата Эразма Роттердамского «Оружие христианского воина» (лат. Enchiridion militis christiani), опубликованного в 1503 г. В трактате излагается этическое учение «христианского воина», который не должен бояться трудностей на пути постижения веры, даже если на этом пути его будут подстерегать страшные призраки и искушения.
Рыцарь олицетворяет добродетель истинного христианина. Собака, бегущая рядом, — символ верности (либо истины). На пути всаднику встречаются смерть с песочными часами в руках, верхом на тощей кляче и дьявол в образе рогатого чудища. Это «призраки» Эразмова трактата. Но рыцарь не обращает на них внимания. «Non est fas respicere» (лат). — «Нельзя оглядываться», сказано в трактате. В суровости образа всадника, крупном размере фигур и фронтальности переднего плана подчеркнуты мерность, неумолимость движения и неколебимость рыцаря.
В гравюре Дюрера замечательно отражен суровый дух германской Реформации. Путь рыцаря, вероятно, извилист, мы не видим дороги, на которой возможны и другие искушения, но вдали показан замок — цель странствия. Таким образом, композиция этого произведения соотносится с актуальными для Средневековья темами духовного странствия к «Пути жизни».
Возможна и другая трактовка, частично согласующаяся с первой. Изображен не рыцарь, а ландскнехт (нем. Landsknecht, от Land — «земля, дорога» и Knecht— «слуга»)— «бандит с большой дороги», наёмный воин, попутно занимающийся грабежом и насилием, — фигура, типичная для того времени. Однако искушения и испытания должны вывести воина на истинный путь, привести к заветной цели.
Портрет Эразма Роттердамского.1530, Парма. Национальная галерея.
|
А. Дюрер. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека.
|
Рыцарь, Смерть и дьявол - фрагмент.
|