Рельефа принцип
Рельефа принцип — основополагающий формообразующий принцип классического изобразительного искусства. Следует из специфики зрительного восприятия пространства и произведений всех видов изобразительного искусства: зданий, картин, статуй, рисунков, гравюр.
Эта специфика определяется взаимодействием двух установок зрения: долевой, или живописной и осязательной, или скульптурной.
Объемная форма, рассматриваемая вблизи, осязательно, когда зрение как бы ощупывает предмет со всех сторон, не создает впечатление рельефа, такой зрительный образ сложно изобразить на плоскости.
Далевой образ, например лес или горы на горизонте, выглядит плоским силуэтом, его легче перенести на бумагу или холст, но он не передает объемности. Целостное представление предмета как изобразительной формы возможно лишь соединением двухмерных отношений «картинной плоскости» (реальной или воображаемой) и меры глубины воображаемого изобразительного пространства.
Для решения этой задачи художник, в зависимости от условий, темы, сюжета, вида искусства, используемого материала, выбирает различные способы и приемы формообразования. Результатом должен стать целостный образ предмета.
Особенностью целостного мышления формой, присущего классическому изобразительному искусству, является то, что художник «преобразует пространственное и формальное представления... состоящие из бесчисленных двигательных представлений», в образ, который уже не требует от зрителя «двигательной деятельности», поскольку обладает убедительностью проведенной художником работы.
В своей книге А. Хильдебранд (Гильдебранд) разъясняет это важнейшее положение: художник взамен отдельных, частных восприятий «приходит к все более концентрированному противопоставлению плоскостного действия предметов общему глубинному представлению. При помощи этого противопоставления он достигает некоторого простого представления объема, достигает одной плоскости, которую он двигает вглубь.
Чтобы сделать этот способ представления возможно более ясным, представим себе две стоящие параллельно стеклянные стены и между ними фигуру, положение которой таково, что ее крайние точки их касаются... Фигура, если смотреть на нее спереди сквозь стеклянную стену, объединяется в едином плоскостном слое... Ее крайние точки, касаясь стеклянных стен, представляются, даже если эти стены мысленно отбросить, лежащими на общей плоскости».
Этот способ является универсальным для всех видов «зрительных искусств», он становится как бы необходимым условием художественного восприятия формы и пространства, но этот способ, одновременно, «есть не что иное, как господствующее в греческом искусстве представление рельефа... Это — форма воззрения, во все времена служившая показателем художественного чувства и выражением его непреложных законов. Недостаток этого рода чувства означает недостаток художественного отношения к природе».
«Проясняющее», рельефное (т. е. многоплановое) восприятие формы и пространства, мысленным движением фронтальной плоскости в глубину и «прочитыванием» последовательно расположенных фронтальных планов, обеспечивает целостность и ясность композиции. Понятно, что наиболее полно этот принцип проявляется в искусстве античной классики.
Скульптура. Охота на медведя.
|
Скульптура Материнство. Бивень мамонта.
|
Готическая скульптура.
|