Fabulosusa et religiosusa symbolumi (Мифологические и религиозные символы)
СВОБОДНЫЕ ИСКУССТВА – классическое название родов художественной деятель-ности, которые в античности противопоставляли «механическим», низшим, или сервильным (от лат. servus - «раб, невольник»), видам деятельности, связанным с физическим трудом (эти работы выполняли рабы).
Грамматику изображали с розгами для наказания неуспевающих учеников, которые примостились у ее ног с книгами. Логика держит в руках змею либо скорпиона или ящерицу, а также весы (чтобы взвешивать истину и ложь) и распускающуюся ветвь знания. Иногда фигуру Логики изображают под покрывалом - символ тайного знания.
Риторику показывают с книгой или свитком, Геометрию - с земной сферой, угольником и циркулем. Фигура Арифметики представлена с дощечкой — скрижалью — или абаком (счетной доской) и стилосом; Астрономия — с небесной сферой; Музыка - с любым из музыкальных инструментов. Во главе искусств часто предстаёт Афина (у римлян — Минерва) с совой и змеей — символами мудрости. В эпоху проторенессанса и Итальянского Возрождения в качестве представителей семи свободных искусств стали изображать известных учёных древности.
Риторику представлял Цицерон, Логику — Аристотель, Грамматику — Присциан (грамматик при дворе в Константинополе, нач. VI в.) либо Донат (грамматик IV в., автор трактата «Искусство грамматики»). Геометрию изображали в образе Эвклида, арифметику олицетворял Пифагор (он же представляет музыку), астрономию – Птолемей. Музыку также олицетворяет Св. Цецилия, небесная покровительница этого искусства. Традиционные аллегории использовал Рафаэль в знаменитой ватиканской фреске.
В эпоху Возрождения среди подобных аллегорий стали помещать фигуры Архитектуры с угольником и циркулем (архитектура связана с арифметикой и геометрией) и Живописи.
Для последней потребовалось специальное обоснование: механическим операциям в этом искусстве предшествует замысел (итал. disengo - «рисунок»). Следовательно, живописец, по утверждению Л. Б. Альберти, должен быть абсолютно свободным творцом.
«СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Христианская мораль формулирует семь самых страшных, смертных грехов, противопоставляя их десяти заповедям Христа. Семь смертных грехов, из-за которых душа человека после Страшного суда попадает в ад, порождены первородным грехом, но корень всякого зла — грех гордыни.
В трудах Отцов Церкви, например Св. Иеронима (347—420), а затем в католических катехизисах называется семь грехов: гордыня, скупость, сладострастие, чревоугодие, зависть, гнев, лень. Иногда добавляют и другие: расточительность, неверие в спасение (уныние), воровство, кощунство, оговор...
Изобразительные аллегории, атрибуты, символы и эмблемы этих моральных категорий в той или иной степени восходят к античной мифологии и образам классического искусства. Так, аллегорическая фигура зависти (которую противопоставляют добродетели покаяния) связана с древнегреческим Зелосом (греч. Zelos — «Ревность, зависть»), сыном гиганта Палланта и океаниды Стикс (в поздней мифологии превратился в дочь).
Иероним Босх. Фрагмент картины “Семь смертных грехов“.
|
Иероним Босх. Картина “Семь смертных грехов и четыре последние вещи“.
|
Семь свободных искусств.
|