Ряженые
Ряженые (от ряж, ряд, рядить— ставить в ряд, упорядочивать, украшать) — в славянской «низовой культуре» — персонажи народных праздников, хороводов и плясок. Родились из потребности «снижения», осмеяния образов языческой мифологии — бесов, демонов, ведьм, злых духов.
Роль ряженых обычно играли скоморохи (церк.-слав. Скомрахъ — «бесстыдный, нескромный») — бродячие музыканты, плясуны и акробаты. Их называли также «колдунами». Ряженые представляли волков, а также псоглавцев — фантастических существ с телом человека и головой собаки.
Обычай хороводов и шествий ряженых восходит к древнегреческим Дионисийским мистериям и праздникам, заимствованным византийцами. В Константинополе при императорском дворе актеры представляли царскую охоту на зайцев, барсов или сражение с «готами» — варварами в причудливых одеяниях. На Руси ряженые ходили в Коляду, Масленицу и Пасху, наряжались в шкуры животных — быками, баранами, козлами, медведями, прикрепляли бороды и рога. Этот обычай объясняли стремлением воспроизводить облик зверей, которые напоминали по форме грозовые тучи — залог грозы и живительного дождя, дарующего плодородие.
В росписи северной лестничной башни храма Св. Софии в Киеве (1120—1125) среди сцен царской охоты изображено «Единоборство воина с ряженым». Ранее предполагали, что на фреске показан один из эпизодов «готских игр». Однако готов представляли актеры в звериных шкурах. На киевской фреске показан человек без шкуры, с обнаженным торсом и птичьей головой. Поэтому В. Н. Лазарев предположил, что в данном случае изображена сцена «одного из развлечений киевского князя».
Ряженный. Борис Лукин.
|
Святочные гадания. К.П.Брюллов.
|
Храм св. Софии в Киеве.
|