Ремесло
Ремесло (ст.-слав. ремьство, от праслав. robiti — «делать зарубки, рубить, плотничать») — «рукодельное мастерство, ручной труд, работа и уменье, коим добывают хлеб» (Даль В. «Толковый словарь…»). Архаичная форма слова: рукомесло (от соединения «рукоделие» и «ремесло»).
В романских языках это понятие также связано с «рукоделием» (англ. handicraft; нем. Handwerk; франц. mаniere — «умение, навык, способ, манера», от лат. inarms— «рука»). Ремесло художника — часть деятельности, которая осуществляется непосредственно в материале.
В ранней античности не существовало разделения на «искусство» и «ремесло»; то и другое называли греческим словом «techne», однако уже в Древнем Риме ремесленник получал за свой труд плату, а ораторы, врачи, юристы — гонорар, «знак почета» (лат. honesta, от honestus — «достойный уважения, чести»). Труд ремесленника считали не «почтенным» (honestum) или «возвеличивающим», а полезным (utilia), осуществляемым из нужды или материальной выгоды.
Спустя столетия ремесло именовали «теургической деятельностью» (лат. theurgia — «вызывание духов»). Традиции средневекового ремесла сохранялись в эпоху Итальянского Возрождения. Интересным документом в этом смысле является дневник Якопо Понтормо (1494—1557), рисовальщика и живописца флорентийской школы. В дневнике перемежаются записи о работе, еде и болезнях, но они точно отражают ремесленное, цеховое отношение к труду живописца и разделение этой работы на отдельные технические операции:
«В день 30 января 1555 я начал бедра той фигуры, которая оплакивает ребенка. В день 31 сделал кусок материи, которым она опоясана — была плохая погода и эти два дня у меня болел живот и кишки — луна стояла в первой четверти... В день 1 февраля я написал от куска материи вверх и в день 5 кончил ее, а в день 16 сделал ноги того мальчика, который под ней — и было это в субботу, а в пятницу началась хорошая погода... В среду и четверг я сделал старика и его руку, которая выглядит так (рисунок)... В среду день 20 — закончил руку пятницы и понедельника, а раньше сделал бюст к ней, а во вторник сделал голову... а в субботу— немного синего фона — и было это 23 и вечером ужинал 11 унциями хлеба, двумя яйцами и шпинатом».
После деятельности Академий, внедривших новую методику рисунка, живописи и лепки, старое, цеховое отношение к труду художника постепенно изживалось — оно не соответствовало эстетике изящных искусств.
Своеобразным протестом против идеологии академического Классицизма стала статья «Искусства», написанная Д. Дидро в 1751 г. для «Энциклопедии». Пафос статьи заключен в устремлении к античному принципу неразделенности ремесленного труда и искусства, технического и художественного творчества:
«Каждое искусство обладает и своей теоретической и своей практической частью... Во всяком искусстве имеется громадное количество всяких обстоятельств, относящихся к сырью и материалам, к инструментам, которые можно узнать только на Практике».
Далее Дидро отмечает, что одни искусства являются в большей мере произведениями человеческого ума, чем рук, другие же— человеческих рук, чем ума; отсюда разделение искусств на свободные и механические. Но неверно отдавать предпочтение одним перед другими - это значит принижать достоинство человеческого ума.
В заключение Дидро отдаёт первенство именно механическим искусствам и предлагает приглашать в Советы Академий взамен напыщенных резонёров и бесполезных созерцателей представителей мануфактур, ткачей, стеклоделов, часовщиков, картографов и механиков.
Изделия ремесленников-металлургов.
|
Ремесленник за работой. Сапожник.
|
Ремесленник за работой. Портниха.
|