Румянцевский музей
(от имени графа Н.П. Румянцева)
Крупное собрание книг, монет, рукописей, других этнографических и исторических материалов в Петербурге, а затем и Москве. Возник как частная коллекция, которую при жизни собрал, а частью унаследовал русский граф и дипломат Н.П. Румянцев (1754—1826 г.). После кончины графа в Петербурге 15 марта 1826 года Румянцевский музей был передан в ведение Российского государства.
В 1831—1861 году экспонаты музея был открыты для публичного обозрения всеми желающими в Румянцевском дворце в Петербурге. В 1861 году, несмотря на многочисленные протесты петербургской интеллигенции, музей был переведён в Москву, где он вошёл в состав так называемого «Московского публичного музеума и Румянцевского музеума». Собрание периодически пополнялось за счёт приобретения коллекций частных лиц.
Румянцевский музей в период своего существования - уникальный пример собирания культурного наследия на основе частной инициативы коллекционеров, дарителей, меценатов, в число которых вошли государственные деятели, члены императорской семьи, деятели культуры, представители различных сословий российского общества.
Благодаря "высочайшему почину" музей до революции не знал недостатка в подарках и пожертвованиях. Среди дарителей - члены императорской семьи, графиня Уварова, наследники архитектора Н. Львова, братья Мухановы, академик гравюры Н. Мосолов, В. Трофимович, И. Свешников и многие другие. Академия художеств подарила ко дню "второго рождения" музея работы художников Д.Г. Левицкого, К.П. Брюллова, Н.П. Зайервида. Несколько картин были переданы музею немецкими художниками: Вильмеером ("Дети в лесу"), Майером из Бремена ("Дети у ручья"). Берлинский профессор Шредер прислал картину "Мария Стюарт принимает причастие перед казнью".
Румянцевский музей был центром художественной жизни Москвы ХIХ в., обладая известными собраниями картин русской и западноевропейской живописи, графики, лубочной картинки, коллекциями христианских и русских древностей, скульптурных слепков и фотографий с древних памятников. На выставке были представлены уникальные экспонаты из Афонских экспедиций П.И. Севастьянова, собрания Л.К. Зубалова, А.С. Уварова, К.Т. Солдатенкова, Н.И. Подклюшникова, М.П. Фабрициуса, а также картины из коллекции Федора Ивановича Прянишникова, первого собирателя русской живописи, которая в 1867 году была приобретена для музея. Среди 172 картин этой коллекции работы И.К. Айвазовского, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.Г. Венецианова, О.А. Кипренского, Д.Г. Левицкого, П.А. Федотова.
В июле 1862 книжный фонд Румянцевского музея был реорганизован в библиотеку. В Москве Румянцевский музей разместили в доме Пашкова, который был возведен в 1780-х г. российским архитектором В.И. Баженовым. Музей подразделялся на три отдела — живописный, гравюрный и т.н. Дашковский музей, в который вошли собрания русских путешественников, в частности, Крузенштерна и Лисянского. В 1924 году, уже при советской власти, здание музея и его библиотека были переданы созданной на её основе Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина.
Во время реорганизации Румянцевского музея его уникальные экспонаты пополнили коллекции ведущих музеев России: Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Иркутска, Владимира, Ростова Великого, Иванова, а ряд произведений впоследствии оказались за её пределами: в Киеве, Феодосии, Ялте, Гомеле, Ташкенте и других городах. Полотна Рембрандта и многих других европейских художников были переданы в ГМИИ им. А.С. Пушкина, собрание отечественной живописи — в Третьяковскую галерею, а экспонаты Дашковского музея — в Музей народов СССР.
Все этнографические коллекции, и собранные графом Румянцевым, и те, которые появились уже в Москве, ныне хранятся в Санкт-Петербурге. Экспонаты из отдела народов России попали туда только в 1940-х годах, а до этого они находились в “Этнопарке” (так называлась бывшая “Мамонова дача” на Воробьевых горах). После ликвидации “Этнопарка” особняк был передан Институту химической физики, ныне носящему имя его основателя академика Н.Н. Семенова. Долгоруковская коллекция и драгоценности из отдела древностей поступили в Гохран и в Музейный фонд. В Музей фарфора было передано несметное количество коллекционных изделий в 69 ящиках и 21 металлическая витрина. Часть фарфора была сдана в музейный фонд — 24 наименования, в том числе изделия из мейсенского фарфора.
Портрет Н.П. Румянцева. Дж. Доу.
|
Библиотека Румянцевского музея.
|
Дети, бегущие от грозы. К.Е. Маковский.
|