Реймская школа
Реймская школа — под этим названием имеют в виду, прежде всего, произведения скульптуры, украшающие интерьер и фасады собора в Реймсе. Реймский собор называют царством скульптуры, более тысячи произведений находятся внутри и снаружи. Над созданием этого убранства работали разные мастера, местные и приезжие, в частности из Амьена.
Главные шедевры относятся к середине и концу ХШв. Э. Панофский называет искусство мастеров реймской школы «классицизмом Средневековья», для которого, в частности, характерна тенденция «монументализации античных форм» —изображений на геммах и монетах. В качестве примера Панофский называет «профильные головы, заполняющие распалубки внутренней западной стены Реймского собора».
В готическом стиле в этот период был сделан значительный шаг в направлении автономности, большей свободы скульптурного объема от стены здания, обрамляющих колонн, пилонов, ниш, арок, а также в свободе трактовки складок одежд, прядей волос. Прежде всего по этой причине многие статуи Реймса так разительно напоминают античные. Можно сказать, что «высокая готика» Реймса хронологически представляет собой проторенессанс, а в стилистическом отношении является Классицизмом.
Самый известный пример «антикизирующей» статуи — так называемый мужчина с головой Одиссея, скульптура, находящаяся между северными и центральными вратами, по левую руку от «царицы Савской», а также голова Христа с западного портала. Удивительно одухотворены фигуры «улыбающихся Ангелов» южного и северного порталов западного фасада, статуя Синагоги южного фасада.
На правой (южной) стороне центрального портала находятся наиболее известные произведения: группа «Благовещение Марии» (выполнена архаично, ее относят к работе мастеров амьенской школы) и «Встреча Марии и Елисаветы», в которой фигура Елисаветы в паллиуме напоминает римскую матрону, а удивительная пластика Марии и ее хиазм — изгиб фигуры— сближают это произведение с античной Грецией. Знаменитая группа не раз служила поводом для предположений о знакомстве реймского мастера с древнегреческой скульптурой (о его поездке в Грецию либо о присутствии «заезжего грека» в Реймсе).
Однако одухотворенность головы Марии, тончайшие нюансы портретной пластики, телесная жизненность демонстрируют влияние современности, которая органично сливается с духом античности, отчего статуя и вызывает ассоциации с античным идеалом женственности. Это и есть настоящий Классицизм. Школа, достигшая свободы выражения, вполне могла породить скульптора, создавшего эту группу, но не следует выделять одного антикизирующего мастера из среды его товарищей. В таком случае будет не понятна общая эволюция французской средневековой скульптуры.
В апсиде храма находится примечательная статуи «атланта», вероятно XIV в., — сгорбленная фигура, тяжелое, грубое лицо. Статую видел В. Гюго, и, возможно она вдохновила его на создание образа Квазимодо (лат. Quasimodo — «Словно только родился») - героя романа «Собор Парижской Богоматери».
РЕЙМСКИЙ СОБОР.
|
Фрагмент скульптурной группы Встреча Марии и Елизаветы. Реймский собор. Западный фасад.
|
Реймский собор. Западный фасад. ок. 1225-1299 г.
|