Рай
Рай (др.-русск. рай, от авест., др.-инд. гау — «богатство, состояние, сокровище, счастье») — в мифах разных народов Рай — огороженное место, сад, центр мироздания, где незримо присутствует Творец мира, обитель благостных душ, возвращающихся туда после смерти тела.
В центре Рая высится, согласно библейской книге Бытия, «дерево жизни... и дерево познания добра и зла» (Быт. 2:9). Рай — это Новый Иерусалим, а из подножия райской горы вытекают четыре реки - символ «четырех частей света». Представления о христианском Рае соотносили с античным образом счастливой Аркадии, островами Блаженных. Земным раем и центром мира считали Иерусалим. Рай небесный сравнивали также с догреховным «золотым веком», бывшим когда-то на земле.
В Средневековье возвращение в «Рай Небесный» стали связывать с ожиданием конца света, всеобщего Воскресения и Страшного суда, после которого души праведников попадут в Рай, а грешники отправятся в Ад. Четыре райские реки соотносили с символикой четырех ветвей креста. Первая река несет прозрачную воду жизни, вторая — вино, третья — молоко, а четвертая — мёд. Изображение оленей у источника рек связано с текстом псалма Давида (Пс. 41:2) и символизирует душу, жаждущую крещения.
Греческое слово, обозначающее небесный Рай (греч. раradeisos), восходит к древнеперсидскому pairi-daeza (санск. paradesha), что означает «огороженный сад». Художники изображали Рай в виде плодоносящего сада, полного роз и счастливых зверей. Исключением является знаменитый триптих нидерландского художники Иеронима Босха (1453 1516) «Рай» (1490), по одной трактовке, относящийся к акроаматическим (загадочным,зашифрованным) композициям, но другой к жанру гротеска с философским или даже социальным подтекстом.
Композиция картины Босха строится слева направо: сначала Рай, где Бог создает Адама и Еву, затем следует сцена грехопадения и изгнания из Райского сада. Здесь же художник показал падших Ангелов, превращающихся в демонов и чудовищ. На центральной части триптиха изображен огромный воз сена (фламандская пословица гласит: «Мир — это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может»).
Всякая нечисть тащит огромный воз прямо в Ад. Вслед за ним в преисподнюю следуют короли, священники, монахи, крестьяне. На возу восседают юноша с лютней и девушка, рядом с ними — Ангел и дьявол.
Правая створка представляет Ад, трактованный как мировой пожар, в котором миксантропические существа терзают грешников. Сюжетные загадки расшифровываются при их сопоставлении с фламандскими пословицами. Вместо царства гармонии или архитектоники, подобно дантовской «Божественной комедии», нидерландский живописец показал неминуемое движение к всеобщей гибели. Однако в других вариантах той же темы Босх соединяет Апокалиптику с идеей Спасения, воплощенной в небесном сиянии, напоминающем светлый туннель, по которому движутся человеческие фигуры.
Рай. Зацка, Ханс.
|
Лукас Кранах Старший Адам и Ева в Земном Раю.
|
Рай и Ад. Иероним Босх.
|