Римини
Римини (Rimini) — город в Италии, в Эмилии-Романье. Расположен на побережье Адриатического моря, южнее Равенны. В античности — Аримин (лат. Ariminum), важный порт, стоянка адриатического флота древних римлян. Основан в 269 г. до н. э. на перекрестке двух дорог — Виа Эмилиа и Виа Фламиниа.
Ранее здесь находилось поселение умбров. От римского времени сохранились: Римские ворота (лат. Porta Romanа) триумфальная арка императора Октавиана Августа (27 г. до н. э.), руины амфитеатра и пятиарочный мост.
С середины VI в. н.э. город Аримин находился под византийским правлением. В Средневековье Римские ворота надстроили «гибеллиновыми зубцами».
С XII в. городом правили герцоги из семьи Малатеста (итал. Malatesta — «Дурная голова») — прозвание, которое получил герцог Джованни за необузданный нрав. Герцог Галеотто Малатеста (1302-1385) присоединил к своим владениями Пезаро, Чезену и близлежащие селения.
В Римини был Франциск Ассизский, об этом времени свидетельствуют церковь Сан Франческо и расположенный рядом францисканский монастырь. Карло Малатеста (? — 1429), известный гуманист, основал в городе академию, переводил труды античных авторов.
Для украшения своей резиденции Карло приглашал художников из Флоренции, среди которых был Л. Гиберти. В Римини в 1445 - 1446 гг. работал Пизанелло, он создал три медали с портретами герцогов. С городом Римини связана трагическая история влюбленных Паоло Малатеста и Франчески да Римини, воспетая Данте Алигьери.
Расцвет города связан с правлением темпераментного герцога Сиджисмондо Малатеста, который, согласно легенде, умертвлял одну за другой жен, пока не встретил «божественную» Изотту Атти.
На стене капеллы в церкви Сан Франческо (вторая капелла справа) находится фреска, созданная Пьеро делла Франческа (1416 - 1492 г.), до его работы в Ареццо. На ней грозный герцог Сиджисмондо представлен как сама добродетель, с любимыми охотничьими собаками, коленопреклонённый перед соименным ему Святым Сигизмундом.
В истории искусства Римини знаменит также тем, что в 1450 г. проект перестройки церкви Сан Франческо создал выдающийся архитектор и теоретик Итальянского Возрождения Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Проект осуществляли архитектор Маттео де Пасти и скульптор Агостино ди Дуччьо.
Церковь осталась недостроенной. Ныне ее мраморные фасады выглядят странно: не то античная руина, не то театральная декорация. В композиции главного фасада использован мотив древнеримской триумфальной арки, а в боковых — оформленных как ряд ниш с саркофагами — просматривается тема аркады мавзолея Теодориха в Равенне, описанного Альберти в 10-й книге его трактата в качестве примера «хорошей древней архитектуры.
Это, по точному определению П. П. Муратова, «первое из великих несовершений Ренессанса» типично для рационалистического мышления Альберти. В результате перестройки старая церковь Сан Франческо должна была превратиться в мавзолей Сиджисмондо Малатеста и его супруги Изотты (итал. II Tempio Malatestiano), в новый тип ренессансного здания. Однако ввиду финансовых и политических трудностей строительство «Малатестианского храма» прекратилось.
В 1457 г. в Перуджу уехал Агостино ди Дуччьо. Альберти считал свои обязательства выполненными. Даже главный фасад церкви не удалось довести до конца. Перекрытие нефа осталось старым, а к постройке хора и купола не приступали. Гробница самого Малатесты находится в нише стены справа от входа, перед капеллой Св. Сигизмунда (по проекту Альберти, саркофаги герцога и его предков должны были находиться в нишах главного фасада).
В интерьере храма множество эмблем, рельефов — гербы, инициалы Сиджисмондо и Изотты («SI»), изображения слонов (из герба Малатесты), скульптуры Ангелов и путти (лучшие из них, вероятно, созданы неаполитанским скульптором Ф. Лаураной). Интересна «Капелла планет» с рельефными изображениями астрологических символов и аллегорических фигур, отдаленно напоминающих античные божества, символизирующие стихии и планеты, — работа Агостино ди Дуччьо с помощниками.
Франциск Ассизский.Италия. Сделай меня орудием твоего мира.
|
Воскресение Христа. Пьеро делла Франческа.
|
Франциск Ассизский.
|