Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Грёз Жан-Батист


(по-французки Jean-Baptiste Greuze; 21 августа 1725 г., Тюрню, Бургундия — 4 марта 1805 г., Париж)

Портрет Жана Батиста Греза Знаменитый французский живописец-жанрист. Учился у лионского живописца Грандона, а после 1750 г. — в парижской Академии художеств у Натуара. С первых же выставленных им в Салоне картин ("Отец семейства, читающий Библию детям", 1755 г., Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грёзу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. В 1755 г. он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. К этому периоду относятся многочисленные неаполитанские этюды, в которых Грёза больше привлекает живописность персонажей, чем стремительно входящие в моду античные сюжеты или руины. В 1760-е годы он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: "Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне" ("Девушка, оплакивающая мертвую птичку", 1765 г., Эдинбург, Национальная галерея Шотландии). Картины этого жанра охотно покупали и русские путешествующие меценаты ("Девушка с письмом", 1764 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), они заказывали Грёзу и многочисленные портреты (Портрет графа А.П. Шувалова, 1776—1781 г., Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета ("Наказанный сын", 1778 г., Париж, Лувр), лучшие картины Грёза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта.

Работы Греза, посвященные в основном изображению жизни мелкой буржуазии, отмечены сильными идеализирующими тенденциями и проникнуты сентиментальной чувствительностью. Они близки по своему характеру к возникшей в этот период сентиментальной драме — литературному жанру, в котором писал Дидро.

Разбитый кувшин (Жан-Батист Грёз, 1771 г.)Грез первым среди французских художников стал проповедником буржуазной морали, чем в значительной степени объясняется успех таких его работ, как «Отец семейства, объясняющий своим детям Библию», появившаяся в Салоне 1755 г. года (Париж, частное собрание), или «Деревенская невеста» (Салон 1761 г., в настоящее время находится в Лувре). В этих картинах современников Греза привлекали и чувствительные сюжеты и сентиментальное восхваление семейных добродетелей.

Высоко оценивал творчество Греза и Дидро. «Вот поистине мой художник — это Грез», — писал Дидро, разбирая картину Греза «Паралитик» (Эрмитаж) в своем «Салоне» 1763 года. Дидро восхищается этой картиной, так как это «моральная живопись», которая наравне с драматической поэзией должна «нас трогать, поучать, исправлять и побуждать к добродетели». Однако по своим художественным достоинствам произведения Греза уступают работам Шардена. Композиции его картин часто искусственны и театральны, типаж однообразно идеализирован и лишен подлинной выразительности, жесты фигур заученны и повторяются при аналогичных ситуациях, позы эффектны и нарочиты. Часто условен и колорит картин Греза. Зато его многочисленные рисунки обладают большими достоинствами. Это композиционные наброски или этюды фигур, выполненные обычно итальянским карандашом или сангиной, свободные по манере, живо и непосредственно передающие модель. Наряду со сценами мелкобуржуазной жизни Грез писал портреты ("Портрет молодого человека", 1750-е г., Эрмитаж), а также идеализированные изображения миловидных девушек, в которых присущая ему сентиментальность выражения нередко переходит в неприятную приторность. Однако именно эти так называемые «головки» Греза в свое время пользовались особой популярностью. Впрочем, искусство Греза имело лишь временный успех. Чем ближе надвигался момент вступления буржуазии в период классовых боев, тем менее могли ее удовлетворять сентиментальные картины Греза с их ограниченной вопросами семейной жизни тематикой, тем более что сентиментализм Греза обычно проникнут эротикой. Накануне революции 1789 года на смену дидактическому бытовому искусству приходит классицизм.

Слащавое Дитя (Жан-Батист Грёз)
Слащавое дитя.
Жан-Батист Грёз.

Паралитик (Жан-Батист Грез)
Паралитик. Жан-Батист Грёз.

Маленький лентяй (Жан-Батист Грез)
Маленький лентяй.
Жан-Батист Грёз.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.