Романтика масштаба
«Романтика масштаба» — проявление принципа аналогии, подобия величин, прежде всего в архитектуре. Явление, связанное с нюансированием отношений величин в архитектурной композиции. Подобно тому, как высоко в горах подчас испытываешь смешанное чувство восторги и страха из-за того, что пропадают привычные ориентиры, так при восприятии произведения архитектуры возникает своеобразная игра: большое повторяется в малом, в деталях отражается целое.
Принцип подобия является отражением архитектоники формы. Эта особенность проистекает из самой природы искусства архитектурной композиции, обладающей качеством антропоморфности, т. е. связанной своим строем — отношением величин, ритмом с направленностью формы — с размерами фигуры человека и продвижением человека в организованном архитектурой пространстве. Так, в искусстве Готики последовательно осуществлялся принцип миниатюризации, когда композиция архитектурного экстерьера (наружный облик храма) последовательно повторялась в уменьшенном виде в интерьере — к композиции алтаря, табернакля, леттнера, резных креслах хора и серебряных реликвариях — монстранцах.
Для искусства стиля Барокко характерен противоположный принцип максимализации, согласно которому декоративные детали — волюты, картуши, балюстры — увеличиваются до невероятных размеров и обретают архитектоническое значение. В обоих случаях элементы композиции, отражаясь один в другом, превращаются в изображение друг друга и создают метафизическое пространство. Такое пространство обладает иными, не только физическими, но и художественными измерениями.
В живописи, графике или скулъптуре явление «романтики масштаба» проявляется в меньшей степени, поскольку смешение масштабов в этих видах искусства разрушает композицию.
|
Архитектура в готическом стиле.
|
|