Русский авангард
Русский авангард — в отличие от общего смысла термина (авангардное течение в русском искусстве 1910 —1920-х гг.) существует специальное значение: особенность соединения российской культурной традиции с отдельными приемами западноевропейского авангардного либо модернистского искусства. При этом российская духовность, вопреки внешним воздействиям, остается преобладающей.
Таково творчество Юрия Павловича Анненкова (1889-1974), графика, живописца, театрального художника, создавшего иллюстрации к поэме Блока «Двенадцать» и серию рисованных портретов деятелей русской культуры. В 1910-1912 гг. Анненков учился и работал в Париже, где испытал влияние кубизма и футуризма. Однако, используя кубо-футуристические формальные элементы, он создал оригинальный графический стиль, и его по праву считают наследником графической культуры художников объединения «Мир искусства».
Творчеству Анненкова близок стиль Бориса Дмитриевича Григорьева (1886 – 1939), также члена объединения «Мир искусства». В 1913г., вернувшись из Парижа в Петербург, Григорьев создал графическую серию под названием «Расея» (1916 – 1919), в которой с некоторым сарказмом, пользуясь приёмами гротеска и стилизации под народный примитив, выразил, по определению А. Н. Бенуа, «суть России периода, непосредственно предшествовавшего революционному перевороту», причем рядом «с кошмарной Рассей» художнику удалось показать и «святую Русь». И все это несмотря на маньеристические приемы, чуждые традиционному русскому искусству.
Особенный новаторско-традиционный стиль Ю. П. Анненкова и Б. Д. Григорьева называют неореализмом или новым синтетизмом. К этому же течению иногда относят творчество В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева.
|
Картины Анненкова Юрия Павловича.
|
|