Ретроспективизм
Ретроспективизм или ретроспективное мышление (от лат. retro - «обратно, назад»; spectare — «смотреть»). Ретроспективизм — тенденция мышления, направленная в прошлое, которое признается более ценным, чем настоящее. Художественное творчество, в отличие от различных форм авангардного искусства, дизайна и техницистских технологий, всегда традиционно, так как основано на вечных гуманитарных ценностях. Классицизм как художественное направление, принципиально, идеологически ориентированное на формы классического, в сущности является ретроспективным (хотя так не называется).
Поэтому и порождаемые этим направлением художественные стили, к примеру Ампир, имеют более или менее выраженный ретроспективный характер. Ретроспективное мышление свойственно романтикам, идеализирующим средневековое искусство. Ретроспективен академизм.
Специфика художественного мышления в образах, составляющая основу искусства композиции, также предполагает сочетание новаторского и традиционного. Поэтому в творчестве отдельных мастеров сочетаются ретроспективные и прогрессивные тенденции. Различные способы и приемы формообразования, аллегории, символы, эмблемы основываются на ретроспекции.
В несколько ином смысле ретроспективные способности художника в сочетании с аналитическими и интроспективными (от лат. introspectare — «смотреть внутрь») способствуют саморефлексии (взгляду на себя со стороны) и создают базу для теоретизирования. Художники, обладающие подобными способностями, пишут теоретические трактаты и разрабатывают теорию формообразования и композиции.
В творческой практике усиление ретроспективного мышления ведет к историческим стилизациям. Мода на ретроспективизм, которая усиливается, как правило, в кризисные периоды развития искусства, порождает спекулятивный стиль «ретро» — поверхностную стилизацию под исторические неостили (франц. a retour - «возвращением»).
Стиль «ретро», более связанный с модой, прагматическими, утилитарными потребностями человека, чем с художественными ценностями, более активно проявляет себя в области прикладного искусства, оформлении интерьера, проектировании мебели, в одежде и ювелирном искусстве.
Подобные нюансы существуют и в отдельных стилистических течениях Классицизма и Неоклассицизма. Так, например, русский историк архитектуры и критик Г. К. Лукомский подчеркивал «шаткий характер» неоклассического движения в архитектуре Петербурга в начале XX в., поскольку это движение основывалось не на целостных художественных решениях, а на цитировании отдельных тем и мотивов классической архитектуры прошлого. Критик назвал это движение пассеизмом и «тенденцией ретроспективного просветления».
|
Картины стилизированные под ретро.
|
|