Умбрийская школа
(от названия горного региона центральной Италии — Умбрия)
Итальянская школа живописи эпохи Возрождения (XIII — начало XVI в.) с центром в г. Перуджа. В XIII в. славились умбрийские миниатюристы. К концу XIV — началу XV в. школа стала одним из главных центров позднеготического искусства в Италии (Джентиле да Фабриано, О. Нелли).
Во 2-й половине XV — XVI в. утвердились принципы культуры Раннего Возрождения под влиянием живописи флорентийской школы (работы Л. Синьорелли, П. Перуджино, Пинтуриккио, раннего Рафаэля). Для произведений умбрийских мастеров характерны: мягкий лиризм образов, музыкальность и плавность линейных ритмов, пастельность колористики, ощущение поэтической гармонии природы и человека.
Пинтуриккио (1454—1513 г.)
Итальянский художник, представитель умбрийской школы.
Настоящее имя — Бернардино ди Бетто ди Бьяджо. Прозвище «Пинтуриккио» означало «маляр», «мазила». Как считают, родился он в г. Перудже. Учился у Б. Капорали, помогал Перуджино при создании фресок Сикстинской капеллы Ватикана (1481—1482 г.). Его стиль испытал сильное влияние Перуджино, особенно заметное в изображении изящных фигур, хотя ученик уделяет больше внимание декоративным эффектам, чем целостности композиции.
Две самые значительные работы художника — росписи ватиканских апартаментов папы Александра VI Борджиа (1492—1494 г.) и библиотеки Пикколомини (папы Пия II) в Сиенском соборе (1502—1507 г.). В этих фресках явственно выразился характерный стиль мастера: богатство и единство орнаментальных и изобразительных мотивов, легкий радостный колорит, тщательное тонкое письмо, живое воображение и простодушное очарование.
Не смотря на тяжелую судьбу, искусству Пинтуриккио в целом присуща светлая оптимистическая образность. Недаром с его именем связывают один из самых поэтичных портретов XV в. — «Портрет мальчика» (около 1490 г.). В этой работе Пинтуриккио выступил как своеобразный мастер, прежде всего в выборе модели. Детские портреты — редкое явление в эпоху Ренессанса. Художник сумел почувствовать и психологически достоверно раскрыть детскую душу.
Пьетро Перуджино (1445—1523 г.)
Итальянский художник, представитель умбрийской школы.
Настоящее имя — Пьетро ли Кристфо Вануччи. Он родился в городке Чита делла Пьеве, а свое прозвище получил, потому что работал большую часть жизни в Перудже. Значительную роль в становлении творческого стиля художника сыграли годы учебы во Флоренции в мастерской Вероккио и знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа. Первой серьезной работой художника стало участие вместе с Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли в росписи недавно построенной Сикстинской капеллы в Риме. Его фреска «Христос, вручающий ключи св. Петру» (1481—1482 г.) отличалась величавым спокойствием, уравновешенностью композиций и плавностью и округлостью линий. Творческое наследие мастера состоит в основном из алтарных работ, в которые он внес душевно-проникновенную ноту. Сила искусства Перуджино — в изображении душевных состояний, когда человек находится в гармонии с собой и окружающим миром. Ему присущи вольная пространственность и особая нежность в передаче среды, в мягкой дымке которой теряют свои резкие очертания силуэты фигур. Эту характерную черту стиля Перуджино перенял впоследствии Рафаэль, бывший его учеником. Искусство художника трудно сопоставить с тем, что о нем отзывались как о маловерующем, способном на все ради денег человеке.
Возведение в кардинальный сан. Пинтуриккио.
|
Христос, вручающий ключи Св. Петру. П. Перуджино. 1481-1482 г.
|
Св. Михаил. П. Перуджино. 1496-1499 г.
|