Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Гальштатское искусство


(от названия города Гальштат)

Гальштат Гальштат — небольшой городок в Верхней Австрии, у подножия горы Зальцбергталь, в недрах которой со времен глубокой древности разрабатывались соляные копи. Сегодня название этого городка известно всему научному миру. А началось все в 1846 году, когда Георг Рамзауэр — директор местных соляных копей, а по совместительству — археолог-любитель — открыл в окрестностях Гальштата обширный древний могильник. Рамзауэр вел здесь раскопки на протяжении 17 лет. Он вскрыл почти 1000 из 2500 захоронений. Сделанные им находки были сенсационны: они свидетельствовали о существовании здесь в 700—500 г. до н.э. цивилизации, использовавшей железо. Пышные захоронения представителей могущественной аристократии и скромные могилы общинников несли в себе материальные свидетельства жизни людей той далекой эпохи. Удивительно хорошо сохранившиеся оружие, орудия труда, ювелирные украшения, конская сбруя и боевые колесницы свидетельствовали о высоком мастерстве древних литейщиков и кузнецов.

Благодаря многообразию и богатству археологического материала, открытого в могильниках Гальштата, эта культура получила название гальштатской. Впоследствии памятники такого рода были открыты во многих местах Европы. Расцвет гальштатской культуры падает на VII—VI в. до н.э., когда народы Западной Европы пришли в тесное соприкосновение — в результате торгового обмена — с греческими и этрусскими городами. В Гальштате археологами были открыты захоронения, инвентарь которых показывает, что люди в эту эпоху изготовляли свои орудия труда и мечи уже не из бронзы, а из железа. Своих вождей они хоронили в великолепных погребальных камерах, выложенных из бревен (чаще всего для этого использовался дуб, считавшийся священным деревом), под насыпными курганами, которые увенчивались статуей покойного в полный рост, изображением божества или надгробным камнем и ритуальной стелой. В могилы клали богато украшенную конскую сбрую, дорогие ювелирные украшения, золотые венцы и диадемы, бронзовые сосуды и многочисленную керамику, простую — местной работы и расписную греческую. В гробницы знати помещали даже четырехколесные повозки с полным набором упряжи.

Оружие гальштатской культурыПозднее на смену повозкам пришли легкие двухколесные боевые колесницы, сохранившие ту же роль символа знатности и величия. Искусные ремесленники, занимавшие довольно высокое место в жесткой иерархии кельтского общества (кузнецов наделяли сверхъестественной силой), делали свои колесницы очень изящными, что не мешало им быть достаточно прочными. Ободья деревянных колес со спицами мастера научились обтягивать железными шинами, и их изделия не только радовали глаз своей красотой, но и выдерживали тяжесть вождя и его возницы.

Различные формы почитания усопших — сложные погребальные обряды, включение в инвентарь погребений великолепных по исполнению ремесленных изделий — богато отделанного оружия, украшений, художественно выполненных сосудов, возможно, наполнявшихся элем для утоления жажды путешествующего в мир иной, и даже кабаньих окороков — все это проявления столь распространенного преклонения перед предками, свойственного им культа могил. Жилища их были довольно примитивны по своему устройству: обычно это деревянный дом с углубленным в землю полом (полуземлянка), покрытый соломой. Такие хижины составляли село или деревню, не защищенную от набегов врага. В периоды частых войн одного племени против другого поселяне искали убежища себе и своим стадам в стоящих на возвышенности, достаточно хорошо укрепленных городищах. Это место, защищенное валом, стеной, сложенной из бревен и камня, и рвом, называлось «оппидум».

Предметы Гальштатской культурыПлеменная знать строила себе гораздо более сложные жилища, нечто вроде замка или укрепленной усадьбы. Обычно вблизи усадьбы находились и захоронения ее владельцев. Интересным примером такого «замка», относящегося к VI веку до н.э., является укрепленная усадьба, открытая археологами у Гейнебурга в верховьях Дуная. Найденные здесь амфоры для вина и обломки расписной греческой чернофигурной керамики свидетельствуют о связях обитателей этой усадьбы с античным миром. Поблизости от усадьбы в Гейнебурге находятся несколько курганов — погребения местных вождей. Поселения гальштатской культуры изучены слабо. В них встречаются деревянные столбовые дома, а также полуземлянки и свайные постройки.

Обычный тип поселения - деревня с регулируемой сетью улиц, укрепленная земляными валами. Искусство племён гальштатской культуры было преимущественно декоративно-прикладным и орнаментальным, но в нём встречались изображения людей и зверей, а также многофигурные сюжетные композиции. Характерно обилие изделий из бронзы - мечи со спиралевидными «антеннами» на рукоятях, фибулы со скульптурными фигурками животных, пояса с нашивными узорными бляхами, а также резко сужающиеся книзу вёдра (ситулы) с расположенными поясами наивными, условно-плоскостными изображениями людей, военных, ритуальных и бытовых сцен (гравированными или тиснёными).

Керамика гальштатского искусства, испытавшая греко-италийские влияния (в т.ч. культуры этрусков), выполнялась от руки и украшалась геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, круги, спирали и др.). В иллирийских областях сосуды покрывались жёлтой обмазкой (на которую наносился красный, тёмно-коричневый или чёрный узор) или краской (с белым, коричневым и чёрным орнаментом). Характерны также сосуды с гравированым или штампованым, узором, полихромные, инкрустированные белой пастой, что свидетельствует об использовании местных художественных традиций эпох неолита и бронзы. На глиняныю и бронзовыю сосуды иногда прикреплялись фигурки людей и животных. Нарастающее со временем в гальштатском искусстве стремление к пышности и живописности сказалось в изделиях из металла, инкрустированных золотом, янтарём, позже кораллами. В Северной Италии и Боснии обнаружены также надгробные стелы, обломки скульптуры и архитектурные фрагменты с рисунками или рельефами, изображающими битвы на море и суше, охоту, всадников, женщин. Воздействие гальштатского искусства сказалось во многих районах Европы.

С 5 в. до н.э. гальштатское искусство было вытеснено латенской культурой кельтов.

Погребальная камера Гальштатской эпохи
Погребальная камера
Гальштатской эпохи.

Укрепленное поселение эпохи Гальштата
Укрепленное поселение
эпохи Гальштата.

Бронзовое ведро с орнаментом
Бронзовое ведро
с орнаментом.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.