Ракурс
(от французского raccourcir — укорачивать)
1) В изобразительном искусстве - перспективное сокращение формы предмета, изменяющее его привычные очертания. Ракурс обусловлен точкой зрения на натуру, а также положением натуры в пространстве. Также ракурс - это изображение человеческих фигур, их членов и вообще всяких предметов в перспективе, с сильным сокращением удаленных от зрителя частей.
Хотя предметы, находясь в пространстве, всегда представляются нашему глазу не во всем своем объеме, так что более или менее удаленные от нас их части заслоняются передними частями, кажутся уменьшенными или суженными и в подобном виде воспроизводятся художниками, знакомыми с перспективой и соблюдающими верность природе, однако под словом ракурс подразумевается преимущественно сильное перспективное сокращение — при котором лучи, идущие от близких и дальних частей предмета к нашему глазу, сходятся под очень острым углом.
Художнику приходится иметь дело с ракурсами особенно в тех случаях, когда он изображает предметы, расположенные перпендикулярно или почти перпендикулярно к картинной плоскости, например, когда он рисует или пишет протянутую прямо к нему человеческую руку или голову, откинутую назад, фигуру, лежащую ногами вперед, летящую снизу вверх и т.п. Древние греки считали ракурс самой трудной частью рисовального искусства. После установления законов перспективы многие живописцы, начиная с эпохи Возрождения, любили щеголять ракурсом, употребляя его преимущественно при росписи плафонов.
Самыми замечательными мастерами по части ракурса считаются Мантенья (картина "Усопший Спаситель"), Микеланджело (плафон Сикстинской капеллы), П. Веронезе (плафоны во дворце дожей в Венеции), Корреджо (живопись купола и потолочных сводов в Пармском соборе) и Тьеполо (плафон "Обретение св. Креста" в Венецианской академии художеств). Выказывая свое умение преодолевать трудности ракурса, живописец должен, однако, знать известную меру — не изображать таких сокращений, которые почти никогда не наблюдаются в действительности, некрасивы, малопонятны и похожи на фокусничество.
Принимать ракурс в расчет обязаны также и скульпторы, исполняют ли они барельеф или лепят круглую фигуру; в случае, если последняя предназначается для постановки на каком-либо определенном месте, на некоторой высоте, и на нее будут смотреть с одного главного пункта, необходимо, чтобы она не представлялась зрителю с такими ракурсами, которые вредили бы ее общему впечатлению.
2) В киносъемке - изображение объекта с различных точек зрения как неподвижной, так и движущейся кинокамерой. Активный приём операторского искусства, используемый для построения изобразительно-монтажной композиции фильма. Даёт возможность всесторонне показывать действие, событие, явление, а также мимику, жесты и движения человека, создавать монтажные метафоры, как бы совмещать точку съёмки оператора с точкой зрения персонажа и т.д.
3) В фотосъемке - взаимное пространственное расположение фотографа и объекта съемки; угол съемки, угол "зрения" камеры по отношению к изображаемому объекту. Выбор ракурса производится с целью наиболее полной и эффектной передачи образа объекта с учетом его индивидуальных особенностей и экспрессивности. Оригинальность ракурса достигается как положением фотокамеры, так и реакцией на это положение объекта съемки (например, взглядом портретируемого).
4) В переносном смысле - угол, точка зрения.
5) Положение самолета по отношению к линии прицеливания.
Ракурс в фотосъемке.
|
Портрет Карла I в трех ракурсах. Ян ван Дейк.
|
Ракурс с низкой точкой съемки.
|