Рука Бога
Рука Бога — символическое изображение. В средневековом искусстве встречаются гравюры на дереве или гравированные изображения на камне, в которых показана ладонь человека, а на ней миниатюрные фигуры: в основании большого пальца — Богоматерь, выше — полуфигура Христа, на фалангах пальцев — двенадцать Апостолов (в этом случае количество пальцев фантастически увеличивается). В виде руки делали бронзовые и серебряные реликварии для хранения мощей святых. Их происхождение объясняют древними вотивными предметами, когда, обращаясь к богам с мольбой об исцелении, в святилище приносили сделанные из глины или дерева макеты частей тела, требующих лечения. Руку Бога Отца (первого лица Св. Троицы) изображали появляющейся из облака или сферы —- символа Св. Духа. Подобная иконография основана на том, что кисть руки символизирует Творящую силу, которая только и может быть доступна созерцанию и пониманию смертного человека. Микеланжело в сцене «Сотворение Адама» в росписи плафона Сикстинской капеллы в Ватикане (1508 – 1512 гг.) использовал именно этот мотив.
В древнерусском искусстве изображение Божественной десницы (ст.-слав, деснъ, от греч. dеxios — «правый») — правой руки Бога Отца - обычно помещают в небесном сегменте в изображениях Агиосоритиссы, сценах «Благовещение Марии», «Души праведных в руце Божии», «Жертвоприношение Каина и Авеля», «Поклонение волхвов». Еще одно название — длань (от церк.-слав. долонь — «ладонь»).
«РУКА ТВОРЦА» (франц. «La Main de Dieu») — произведение французского скульптора Огюста Родена (1840-1917 гг.), созданное им в связи с замыслом композиции «Врата Ада». Один из вариантов скульптуры представляет руку Творца с маленькой фигуркой человека, второй — две сложенные руки, которые художник назвал «La Cathedrale» (франц., Собор, единение).
Св.Искусство. Микеланджело. Сотворение Адама Деталь.
|
Души праведных в руце Божией. Монастырь Режевиши.
|
Роден. Рука Творца.
|