Романский стиль
(от латинского romanus — римский)
Художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10—12 в. (в некоторых странах также 13 в.), один из наиболее значительных периодов развития европейского искусства средневековья. Главные распространители - монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые стереометрические объемы (куб, цилиндр, параллелепипед, призма), толстые мощные стены, суровый крепостной облик; для скульптуры и живописи (преимущественно стенные росписи и миниатюры) - обобщенность форм, преувеличенно экспрессивные жесты, напряженная духовная выразительность.
Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменные храмы, монастырские комплексы).
Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом). Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.
Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами; иногда башни делались четырехугольными и к ним приставлялись огромные камни, которые служили для бельведеров (бельведер — вышка, с которой открывается вид на окрестности, или название некоторых дворцовых построек). Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства.
Зубчатые галереи соединяли башни замка между собой; они были с разнообразными окнами. По их амбразурам можно было судить о толщине стен и парапета. Окна были не только круглые и четырехугольные, но и принимавшие форму глаз, ушей или трилистника. Ставни же делались из холста. Вход в замок защищался палисадами, рвами, бойницами и амбразурами в стенах. В замках все внушало страх.
Монастырский собор наряду с замком представлял романскую архитектуру. Романские соборы также были весьма массивны. Монастырь в эти века был средоточием жизни. Здесь работали мастера-ремесленники, сюда стекались многочисленные паломники. Поэтому одной из главных задач зодчего романского стиля была задача создать вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности.
Храмы данного стиля были воздвигнуты по типу центрической (обычно круглой в плане) и базиликальной церкви, по образцам архитектуры раннего христианства. На месте пересечения продольных нефов и трансепта была башня или световой фонарь. Каждая из основных частей храма являла собой отдельную ячейку пространства, и снаружи, и внутри чётко отделённую от остальных, что во многом было обусловлено требованиями церковной иерархии: например, хор церкви был недоступен для паствы, занимавшей нефы. В интерьере медлительные, размеренные ритмы аркад и подпружных арок, отделяющих нефы, расположенных достаточно отдалённо друг от друга и прорезавших каменную массу свода, рождали ощущение незыблемой устойчивости божественного мироустройства; это впечатление усиливалось самими сводами (главным образом крестовыми, крестово-рёберными, цилиндрическими или куполами), которые появились в романском стиле в боковых нефах на смену плоским перекрытиям из дерева.
Если в раннем романском стиле господствовала настенная живопись, то в конце 11 — начале 12 в., когда стены и своды приобрели более усложнённую конфигурацию, основной разновидностью декора храмов стали монументальные рельефы, которые украсили порталы, а порой и всю стену фасада, а в интерьере были сосредоточены на капителях.
В зрелом романском стиле плоский рельеф изменяется на более выпуклый, пронизанный светотеневыми эффектами, однако неизменно органично связанный со стеной, вставленный в неё или как бы вырастающий из её массива. Эпоха романского стиля явилась также периодом расцвета книжной миниатюры, в целом отличавшейся крупными размерами и монументальностью композиций, а также различных отраслей декоративно-прикладного искусства: чеканки, литья, эмальерного дела, резьбы по кости, художественного ткачества, ювелирного искусства, ковроделия.
В романской скульптуре и живописи основополагающее место занимали темы, которые были связаны с представлением о грозном и не имеющем границ могуществе Бога («страшный суд», Христос во славе и пр.) В пронизанных чёткой симметрией композициях безраздельно главенствовала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым образ человека становится носителем части орнамента или гиперболизировано экспрессивного жеста, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существеннейшую роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны (типологически восходящей к произведениям звериного стиля и непосредственно отражающей дух языческого прошлого европейских народов).
Церковь Сан-Клементе.
|
Ева. Мастер Жильбер. Рельеф. Около 1135-1140 г.
|
Осада Памплоны. Фрагмент реликвария Карла Великого. 1215 г.
|