Розенкрейцеры
Розенкрейцеры — объединение французских художников академического и ретроспективного направления, участников парижских Салонов конца XIX в.
Организовано в 1891 г. драматургом, поэтом, эссеистом Жозефом Пеладаном (1859— 1918), который провозгласил принципом объединения символизм. Однако в манифестах Пеладана, крайне эксцентричной фигуры, преобладали риторика и салонный, надуманный аллегоризм. Приглашенные им в объединение живописцы Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, О. Редок, М. Дени, Л. Анкетен, Э. Бёрн-Джонс отказались в нем состоять.
Поэтому в выставках, организованных Пеладаном, участвовали в основном посредственные художники, в их картинах в изобилии присутствовали натуралистические эффекты, литературность, слащавая эротика - все атрибуты декадентского творчества. В период 1892— 1897 гг. «розенкрейцеры» провели шесть выставок.
Пеладан в романе «Конец латинской расы» (лат. «Finis Latinorum») описал историю ордена «Роза и Крест» как борьбу против буржуазной цивилизации за возрождение идеалов католичества. Его собственный орден должен был «разрушить реализм, реформировать латинский вкус и создать школу идеалистического искусства». Пеладан не принимал на свои выставки произведения традиционных жанров, и предпочитал «аллегории» и «парафразы великой поэзии». Основатель ордена «Роза и Крест» взял себе псевдоним Сар (псрсидск. sar — «маг, владыка»), разгуливал по парижским улицам в костюме Лоэнгрина. Картины «розенкрейцеров» вызывали насмешки публики и раздражение критиков. Со временем их стали расценивать в качестве течения «правого символизма», реакции салонно-академического искусства на искания импрессионистов и постимпрессионистов.
Галерея Сюзанна Валадон. Пюви де Шаванн. Девушки и смерть.
|
М. Дени. Музы в священной роще.
|
Пьер Пюви Де Шаванн.
|