Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Шпатель


(от немецкого Spatel — лопаточка и Spachtel — шпаклёвка)

Набор шпателей1) В живописи — инструмент в виде укреплённой на ручке металлической (реже роговой) и прямолинейно обрезанной на конце пластинки. Употребляется для очистки палитры, для грунтовки, для смешивания масляных красок на палитре, а также, вместо широкой кисти, для наложения краски на полотно. Шпатели должны быть сделаны из благородной стали и иметь эластичный клинок. Является тем же, что и мастихин.

Шпатели применяются для нанесения грунта или краски на крупные, плоские участки основы, также, применяется для нанесения эмали, черни. Эти инструменты помогают добиться значительных фактурных эффектов, например, при одновременном нанесении нескольких красок.

Рабочая поверхность шпателя должна быть гладкой, полированной, края должны быть слегка скруглены, чтобы не царапать металл и не «срезать» эмаль при ее сглаживании. В последнее время применяется более универсальная разновидность шпателя — бидрашпиц. Слегка касаясь (как бы встряхивая) витой частью бидрашпица боковой поверхности изделия, добиваются равномерного наложения эмали или черни.

Для реализации некоторых художественных или декораторских идей в ход идут порой совершенно неподходящие для этого вещи. Так, в качестве шпателя декораторы нередко применяют старые пластиковые карточки или скребки для очистки ветрового стекла автомобиля. Применяются также скребки с искусственно моделированными краями для создания специальных фактурных эффектов.

Шпатели-мастихины для палитры используются для смешивания и перемещения краски на палитре, а также для ее удаления в конце сеанса живописи.

Корабль (неизвестный художник)Мастихины в живописи используются для нанесения краски на поверхность холста. Изогнутый стержень данного вида мастихинов предотвращает контакт руки художники с поверхностью работы.

Наиболее часто встречаются мастихины ромбовидной и грушевидной формы и мастихины в форме строительного мастерка. С их помощью художники и декораторы достигают очень выразительных эффектов при работе с краской, жидким стеклом и другими материалами.

Фторопластовый шпатель незаменим при укреплении разрушенной живописи так как не тянет за собой папиросную бумагу, т.к., в принципе, не может к ней приклеиться. Фторопласт обладает минимальной адгезией к другим материалам. Удобен этот шпатель ещё и тем, что довольно пластичен. Можно самому подкорректировать рабочий угол по отношению к рукоятке.

Формы фторопластового шпателя могут быть любыми. Рукоятка изготовляется из древесины твёрдых пород дерева. Соединена с фторопластовым наконечником при помощи стального сердечника, что гарантирует прочность изделия. Ещё один вариант фторопластового шпателя: двусторонний, с «лопатками» меньшей формы, чем первый вариант. В трубке закрепляются два фторопластовых шпателя разной формы, размера. Таким шпателем со скошенным кончиком, заострённым как нож-косяк пользуются при удалении размягченной в парах растворителя старой олифы. При этом вероятность поцарапать красочный слой равна нулю, мягкая кромка фторопласта, изгибаясь, мягко скользит по поверхности, оставляя под собой прослойку олифы.

Шпателями можно также «рисовать». При этом гладко нанесенные слои красок накладываются друг на друга или рядом друг с другом, в результате на поверхности картины появляется типичная цветовая структура. Для многих живописцев достаточно одного узкого и одного чуть более широкого живописного шпателя.

Техника работы шпателем — вариант живописи «Алла прима». С помощью монохромного подмалёвка закладывают основную структуру картины, затем эластичным мастихином кладут краску пастозным способом пятно рядом с пятном. В отличие от белых рельефов, здесь можно нанести блики света на чуть подсохшую краску.

Подсолнухи (Анна Хомчик)Живопись «Алла прима» — это понятие происходит от латинского «alia prima vista» (на первый взгляд) и означает спонтанную живопись пастозной краской. Картина готова после первого сеанса. Предпосылкой для этого служит уверенность художника и его опыт обхождения с красками. Краски в основном смешиваются на палитре, где кажутся свежими и светящимися. Во время письма на пленэре, при спонтанной живописной передаче это очень подходящий способ работы. Краски кладутся щетинными кистями. В качестве полотна хорошо подходит грубоструктурный холст, но также и картон. Нанесение красок в живописи «Алла прима» создает типичную компактную, иногда рельефную структуру. Ее можно «затушевать», растирая или «размывая» участки контуров. При этом слои красок легко растирают сухой, мягкой кистью из коровьего волоса. Края цветов и контуров таким образом становятся более мягкими и кажутся чуть «расплывчатыми». Этот способ еще называют «сфумато» («с размытыми контурами»).

2) Для ремонтно-отделочных работ — приспособление для нанесения и разравнивания на поверхности различных шпаклёвок, для очистки замазки, обоев, краски и т.д. Другими словами, шпатели используют для этапа подготовки поверхностей перед её финишной отделкой. Представляет собой стальную, деревянную или резиновую лопатку треугольной или трапециевидной формы с заостренным краем — лезвием. Шпатели имеют лезвия разной ширины. Чем шире лезвие, тем большую поверхность захватывает шпатель при работе.

3) В медицине — металлический, пластмассовый или деревянный инструмент, чаще в форме лопатки. Применяется для фиксации корня языка при осмотре глотки, гортани, а также в лабораторной практике для набирания веществ, снятия осадков с фильтров и т.д.

Вид на крыши (Алла прима, 1986 г.)
Вид на крыши.
Техника "Алла прима". 1986 г.

Цветы (Анна Хомчик)
Цветы.
Анна Хомчик.

Клод Моне за работой на окраине леса
Клод Моне за работой на окраине леса.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.