Рама
1) (от древнеиндийского Rama - "темный")
В индуистской мифологии седьмая аватара Вишну, в которой он избавляет богов и людей от тирании царя ракшасов Раваны. Земными родителями Рамы были царь Айодхьи Дашаратха и его жена Каусалья. Предком Рамы считается Рагху, легендарный царь Солнечной династии; поэтому Раму часто именуют Рагхава («потомок Рагху»). Когда Рама стал юношей, он женился на царевне из Видехи - Сите, пройдя ради Ситы через брачное испытание и сломав на нём лук Шивы, который до него не мог даже согнуть ни один из претендентов на руку царевны. Дашаратха решил провозгласить Раму своим наследником.
Однако его вторая жена Кайкейи, которой некогда Дашаратха обещал выполнить два её желания, потребовала от него, чтобы он на 14 лет изгнал Раму из Айодхьи, а наследником сделал её сына - Бхарату. Вместе с Рамой в изгнание уходят его сводный брат Лакшмана и Сита, а Дашаратха вскоре умирает, не перенеся разлуки с любимым сыном. Ведя отшельническую жизнь в лесу, Рама и Лакшмана совершают многие подвиги и убивают несколько могучих ракшасов, вызвав этим гнев Раваны. Равана похищает Ситу и уносит её на колеснице по воздуху в свою столицу на остров Ланка.
После долгих и бесплодных поисков Ситы Рама заключает союз с царём обезьян Сугривой. Мудрый советник Сугривы Хануман проникает на Ланку и обнаруживает там Ситу. Он сообщает об этом Рамае, и тот, возглавив войско обезьян и медведей, строит мост через океан и осаждает Ланку. В последовавшей битве Рама и Лакшмана убивают военачальников ракшасов, а в заключительном поединке Рама побеждает десятиголового Равану. Освободив Ситу, Рама возвращается с ней в Айодхью, и Бхарата добровольно уступает ему царство. В седьмой книге «Рамаяны» рассказано о завершении жизни Рамы: в Айодхье, послушный ропоту подданных, обвиняющих Ситу в неверности, Рама изгоняет её в лес; Сита находит себе убежище в обители аскета Вальмики. Рама находит там своих сыновей Кушу и Лаву, призывает к себе Ситу, но Ситу по её просьбе поглощает мать-земля, и супругам было суждено соединиться лишь на небе.
В качестве аватары Вишну Рама представлен только в поздних, первой и седьмой, книгах «Рамаяны», которая окончательно сложилась в устной традиции приблизительно к 3 в. н.э. В остальных книгах поэмы, а также в «Дашаратха-джатаке» буддийского канона «Типитаки», где впервые изложена часть сказания о Раме, Рама - ещё смертный, хотя и богоравный герой. Но начиная с 11 в. культ Рамы становится одним из двух (наряду с кришнаизмом) важнейших культов индуизма. В североиндийском вишнуизме имя Рама служит обозначением высшего божества и Рама рассматривается как единственное и всеобъемлющее воплощение творческого начала абсолюта, высшей объективной реальности - Брахмана.
Как верховное божество трактуется Рама и в классической эпической поэме на языке хинди «Рамачаритаманасе» («Море деяний Рамы») Тулсидаса. «Рамаяна» неоднократно перелагалась на все новоиндийские языки. Из Индии сказание о Раме проникло во многие страны Азии; известны его яванские, малайские, кампучийские, сиамские, тибетские, монгольские, китайские и другие версии. Одновременно сюжеты, связанные с жизнью и подвигами Рамы, нашли широкое отражение в изобразительном искусстве Южной и Юго-Восточной Азии: храмы Кайласанатхи в Эллоре близ Бомбея (8 в.), Прамбанана на Яве (9 в.), Ангкор-Вата и Ангкор-Тхома в Кампучии (12-13 в.), могольская миниатюра 16-17 в.
Основными культовыми центрами рамаизма являются в Индии город Ауд вблизи Файзабада (где некогда, по преданию, располагалась Айодхья - столица царства Рамы), Битхур (место обители Вальмики, где жила Сита и родились Куша и Лава), гора Читракут, Нашик в верхнем течении реки Годавари, Рамешварам (крайняя южная точка Индостана, откуда Рама, по преданию, переправлялся на Ланку), Сита-Элийя на Ланке (место заточения Ситы в плену у Раваны) и другие. В Северной Индии начало празднества «дасахра» (в конце сентября каждого года) ознаменовывается представлением рамлилы - народной драмы на сюжет «Рамаяны».
2) Это пластическое ограничение картины, которое отделяет картину от остальной среды, замыкает ее саму в себе, тем самым обращая внимание на ее специфичность. Она появилась в средневековье, когда тексты в книгах обрамлялись. Предшественником формы сегодняшних рам были готические окна. Рама предохраняет картину от повреждения, имеет эстетическую функцию, а в некоторых случаях может быть и смысловым элементом. Рамы изготовлялись и изготовляются из различного материала и разной формы, начиная простыми гладкими деревянными рамами и кончая сложными пластическими рамами с орнаментом времен ренессанса и барокко.
Пластический рельеф исторических рам создавался чаще всего резьбой, постепенно пластический рельеф рамы стал выполняться штукатуркой, наносимой из форм. В настоящее время больше всего используются деревянные рамы, производимые в промышленности, отделяемые от картины, профиль которых технологически складывается из нескольких слоев для того, чтобы предотвратить искривление рамы.
Преобладает поверхностное оформление металлом (замена золота). Золотая поверхность придает раме нейтральный характер и хорошо уживается с красками на картине и интерьером. Рама бывает плоской (в редких случаях), скошенной вовнутрь, (чаще всего, достигается иллюзия глубины пространства) и скошенной в направлении, ведущем из рамы (имеет склонность сделать картину более плоской).
3) Плоская или пространственная стержневая система, элементы которой (стойки, ригели) жестко соединены между собой во всех или некоторых узлах. Металлические, железобетонные и деревянные рамы служат несущими конструкциями зданий, мостов, эстакад и других сооружений. В отличие от фермы элементы рамы могут испытывать помимо растяжения-сжатия ещё и изгиб. Также - несущая часть машины или установки.
4) Индейский народ общей численностью 2 тыс. человек, проживающий на территории Никарагуа. Язык - рама. Религиозная принадлежность верующих: протестанты ("моравские братья"), часть - традиционные верования.
Картина в раме.
|
Рама разламывает лук Шивы. Раджа Рави Варма.
|
Рама для картины.
|