Рождение Афродиты
«Рождение Афродиты» — сюжет классического искусства, особенно популярный в эпоху Итальянского Возрождения. Его иконография сложилась в результате ренессансного переосмысления и контаминации (соединения) разных мифов о происхождении богини любви Афродиты и римской богини весны и пробуждающейся природы — Венеры.
Согласно греческому мифу, Афродита родилась из морской пены, оплодотворенной Ураном, и вышла на берегу о. Крит. Рождение Афродиты изображено на центральном рельефе так называемого трона Людовизи. Италийскую Венеру почитали как «охранительницу плодов» и персонификацию «милости богов» (лат. venia).
В эпоху Итальянского Возрождения образ Венеры Небесной (лат. Venus Caelestis) сблизили с иконографией «Афродиты Анадиомены», известной по римским повторениям древнегреческих скульптур и картине Апеллеса, изображающих богиню перед купанием в стыдливой позе, прикрывающей одной рукой грудь, а другой — лоно («Афродита Книдская»). Такую позу стали называть «Венерой Целомудренной», или «Стыдливой» (лат. Venus Pudica). Тип «Венеры Стыдливой» использовал С. Боттичелли в картине «Клевета» (1495).
Греческая Афродита Римская Венера.
|
Рождение Венеры.
|
Рождение Афродиты.
|