Реставрация
(по-латински restavratio — восстановление)
1) В архитектуре и искусстве - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Реставрация является составной частью охраны памятников истории и культуры и имеет важное значение для общей истории и истории искусства.
Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Попытки реставрации памятников архитектуры известны уже в античный период, однако до рубежа 18 и 19 в. они обычно сводились к простому ремонту; под реставрацией произведений изобразительного искусства и памятников материальной культуры вплоть до конца 19 — начала 20 в. подразумевали подновление объекта., на которое большое влияние оказывал уровень знаний в области истории искусств и материальной культуры. На рубеже 18 и 19 в. задачей реставрации стали считать «восстановление первоначального облика» или «великолепия» поврежденных или изменённых позднейшими перестройками и переделками памятников.
Однако цель была поставлена неверно, так как невозможно полностью вернуть первоначальный облик художественных произведений, искажённых в течение веков. Отсутствовала и научно разработанная методика реставрации (произведения архитектуры, изобразительного искусства и материальной культуры произвольно дополнялись и изменялись в соответствии с изменившимися вкусами, практическими потребностями и т.п.). Это приводило к искажениям и даже утратам выдающихся памятников культуры. Некоторые ограничения и предписания для производства реставрационных работ (в том числе обязательность предшествующего реставрации глубокого изучения как самого здания, так и архитектуры периода его постройки, недопустимость компилятивных заимствований даже со зданий одного хронологического периода) были предложены Э.Э. Виолле-ле-Дюком. Архитектурная одарённость позволила ему в некоторых реставрациях (преимущественно в ранний период деятельности, например в соборе Нотр-Дам в Париже в 1840-е — 1850-е г.) добиться удовлетворительных результатов.
Существенные ошибки допускались при реставрационных работах в России и в середине 19 в. Так, пресловутым стремлением к «единству стиля» была обусловлена реставрация, например, Дмитриевского собора во Владимире (были разобраны не только колокольня начала 19 в., но и приделы 16 в. и даже первоначальные угловые башни 12 в., ошибочно принятые за позднейшие пристройки). Отдельные ценные научные реставрации проводились уже в первые десятилетия 19 в. Лишь с конца 19 в. накопление систематических знаний в области истории искусств и материальной культуры, а также инженерно-технических знаний сделало возможной подлинно научную реставрацию.
На развитие теории и практики реставрации большое влияние оказали проведённые греческим архитектором Н. Баланосом в 1898-1917 г. работы по реставрации Парфенона, Эрехтейона, Пропилей в Афинском акрополе. В России на производство реставрационных работ начала оказывать благотворное влияние Археологическая комиссия Русского археологического общества; П.П. Покрышкин при реставрации церкви Спаса на Берестове в Киеве (1903-1904 г.) выявил подлинные части здания 11-12 в., раскрыв их от наслоений, но при этом сохранил колокольню (19 в.), апсиды и главы 17 в.
Большую известность получила реставрация в 1908-1912 г. церкви Василия в Овруче (12 в.) по проекту А.В. Щусева. На рубеже 19 и 20 в. складывается научная теория реставрации, наиболее разработанная в отношении памятников архитектуры (труды и высказывания К. Бойто и Г. Джованнони в Италии, Ш. Бюльса в Бельгии, Л. Клоке, а позднее П. Леона во Франции, М. Дворжака и А. Ригля в Австро-Венгрии, К. Гурлитта, Г. Хагера в Германии и других).
На данный момент существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации — восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации — сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет.
Реставрация существует коммерческая и музейная. В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.
2) В исторической науке - восстановление старого, свергнутого революцией строя или династии.
3) В палеонтологии - восстановление недостающих частей скелета или отдельных его элементов.
4) В истории - период с 1814 по 1830 г. во Франции, когда после Наполеона Бонапарта власть вновь перешла к Бурбонам, династия которых была свергнута во время буржуазной революции конца 18 в.
Реставрация станковой масляной живописи.
|
Реставрация Храма Трёх Святителей. Москва.
|
Реставрация древностей в Египте.
|