Романизм
(от латинского romanus - римский)
1) Течение в искусстве Нидерландов XVI века, эклектически соединявшее некоторые темы (античная мифология, обнаженная натура) и отдельные достижения (научная перспектива, анатомия) итальянского искусства Возрождения со старой нидерландской живописной традицией. Обращение нидерландских живописцев к изучению художественных решений итальянцев было явлением закономерным ввиду известного кризиса, переживаемого нидерландской художественной культурой на рубеже XV—XVI в., и в то же время естественным обменом художественного опыта, столь обычного у художников.
Эти попытки сближения художественных культур Нидерландов и Италии носили самый разнообразный характер, от прямого подражания до коренной творческой переработки, и зависели от степени талантливости и оригинальности дарования того или иного мастера. Во всяком случае художники-романисты из числа наиболее одарённых оставили множество прекрасных живописных произведений, обладающих самостоятельной и высокой художественной ценностью.
Представители (Б. ван Орлей, М. ван Хемскерк, Ян ван Скорел и другие) под влиянием искусства Италии эпохи Возрождения (главным образом Микеланджело и Рафаэля) и маньеризма ставили в своём творчестве новые для искусства Нидерландов проблемы пластического изображения обнажённого тела человека и перспективы, воплощали темы древнегреческой мифологии. Идеи представителей романизма способствовали развитию гуманизма. Для их творчества свойственно поверхностное подражание отдельным изобразительным приёмам итальянских мастеров, а также проявления эклектизма.
Романизм оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530 г.), на крупнейшего северо-нидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533 г.), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, а также на Йоса ван Клеве, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. 1480 — ок. 1536 г.).
Романизм, прошедший через весь XVI в., содействовал существенному усилению светских тенденций в искусстве. Он обогатил нидерландскую живопись образами античной мифологии, аллегориями, интересом к обнажённой натуре, новыми решениями композиций, знаниями перспективы и анатомии. Родился новый тип художника — гуманистически образованного, увлечённого различными отраслями знания.
Вместе с тем романизм привёл к такой степени интернационализации искусства и равнения на образцы, когда утрачивалась национальная самобытность живописи, а высокая виртуозность оттесняла собственно творческое начало и делала искусство холодным. Развитие романизма, поддержанного придворно-аристократическими вкусами, оказало значительное влияние на декоративное искусство, особенно на создание шпалер, которыми славились Нидерланды. В шпалерах появились мифологические, батальные, охотничьи сюжеты, которые изображались с правильным построением перспективы, использованием объёмных фигур.
2) Влияние римской образованности на многие учреждения и явления средних веков, в противоположность германизму.
3) Резко отразившееся на современном законодательстве влияние Рима в правовом отношении.
Портрет нотариуса. К. Массейс. 16 век.
|
Триптих с танцами вокруг золотого тельца. Лука Лейденский. 1525-1535 г.
|
Даная. Ян Госсарт. 1527 г.
|