Римский кружок
Римский кружок (нем. «Romische Kreis) - творческое содружество художников немецкого Неоклассицизма, работавших в 1860— 1870-х гг. в Италии, в Риме. Лидерами «кружка» были живописец Ханс фон Маре (1837-1887) и его единомышленник, философ и теоретик искусства Конрад Фидлер (1841- 1895).
В 1865 г. Маре впервые приехал в Италию и был поражен особенным «чувством формы», присущим итальянским художникам. У них он учился ясности композиции и конструктивности мышления. X. Маре и К. Фидлер стремились создать концепцию «мудрого видения»», преодолеть распространенный в то время в немецком искусстве натурализм, салонность и омертвевший академизм.
В своих произведениях Маре пытался отойти от «бездумного копирования действительности» и научиться выявлять «пластическую определенность», структурную основу изображения, полностью подчинив этому все элементы: форму и цвет — так, как это умели делать древние греки. Произведения Маре — фрески Зоологической станции в Неаполе (1873), рисунки и этюды — удивляют конструктивностью композиции, как будто в них оживают греческие метопы и рельефы римских саркофагов.
Художник сделал главной темой своего творчества само формообразование. С 1867 г. членом «римского кружка» был немецкий скульптор Адольф Хильдебранд (Гильдебранд; 1847—1921). Его произведения заставляют вспомнить античные статуи Поликлета с их классическим контрапостом.
Идея совершенного единения природы и человека средствами искусства стала основой течения, названного позднее неоидеализмом (нем. Neuidealismus). Хильдебранд, как и Маре, стремился противопоставить архитектоничность (выстроенность композиции) поверхностно-занимательному и описательному подходу к изображению, особенно распространенному в искусстве конца XIX в.
Свои идеи, во многом сложившиеся под воздействием искусства Маре, Хильдебранд изложил в книге «Проблема формы в изобразительном искусстве» (1893). Членами «римского кружка» были также живописцы А. Фейербах и А. Бёклин.
Ханс фон Маре. Автопортрет 1874 г.
|
Скульптуры. Адольфа Хильдебранда.
|
Художник Ханс фон Маре. Вечерняя сцена в лесу.
|