Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Kastelfranko “Selskiy Koncert” (“Сельский концерт” Кастельфранко)

“Сельский концерт” Джорджоне да Кастельфранко.jpg «СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. «Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 - 1510), ученика Дж. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 - 1509 гг., вероятно по частному заказу. Предполагают, что картину мог завершить Тициан.

История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. Однако красота картины, пластика линий, музыкальность очертаний и дымка тональных переходов настолько самодостаточны, что невольно возникает мысль о ненужности каких-либо исследований. Удивителен колорит картины, складывающийся из золотис-тых, голубоватых, оливково-зеленых и ярко-красных тонов, а также общая целостность тональных отношений, кажущихся светотеневыми, но на самом деле умело сочиненных художником.

Идиллическое настроение картины ассоциируется с темами прекрасной Аркадии, музыки Антонио Вивальди, венецианского композитора, написавшего в 1720-х гг. свой «Сельский концерт». Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная». Согласно этой гипотезе, музицирующие юноши в костюмах венецианских патрициев и обнажённые женские фигуры – нимфы природы – находятся в двух различных мирах, они не видят друг друга и поэтому на картине пластически не взаимодействуют.

Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн. «Святая аллегория). В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга... Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу - обнаженной флейтистке на рельефе, изваянном на „Троне Людовизи" и V веке до н. э., и другая — с кувшином у водоёма - составляют единое целое с пейзажем.

На картине представлена античная мифология как бы в обобщенном виде, в настроении, без апелляции к конкретному сюжету. В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного). Автопортрет. Джорджоне да Кастельфранко

Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося). В качестве литературных источников, создававших необходимую атмосферу для подобных изобразительных аллегорий, обычно называют поэзию Дж. Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано.

Мотив крены — мраморного водоема, изображенного у левого края картины, — и прекрасной фигуры нимфы с кувшином в руках наводит на мысль о возможной связи этого мотива со стихотворными строчками популярного в Венеции поэта Джованни Понтано:

Резвые нимфы, кому родники священные милы,
Своды пещер, где струится вода, и тихие реки
Сладкую влагу несут, подносят щедрые
чаши...
Ноги и грудь обнажив, лазурные носятся
нимфы...
То наполняют они кувшины плещущей влагой,
То выливают ее...
(Ок. 1500 г.)

Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы. Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее...»), и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы...

Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника. А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»).


“Сельский концерт” Джорджоне да Кастельфранко. Фрагмент. Левая часть
Сельский концерт”
Джорджоне да Кастельфранко.
Фрагмент. Левая часть.

Джорджоне да Кастельфранко. Автопортрет
Джорджоне да Кастельфранко.
Автопортрет.

“Сельский концерт” Джорджоне да Кастельфранко. Фрагмент. Правая часть
Сельский концерт”
Джорджоне да Кастельфранко.
Фрагмент. Правая часть.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.