Kastelfranko “Selskiy Koncert” (“Сельский концерт” Кастельфранко)
«СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал. «Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 - 1510), ученика Дж. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 - 1509 гг., вероятно по частному заказу. Предполагают, что картину мог завершить Тициан.
История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. Однако красота картины, пластика линий, музыкальность очертаний и дымка тональных переходов настолько самодостаточны, что невольно возникает мысль о ненужности каких-либо исследований. Удивителен колорит картины, складывающийся из золотис-тых, голубоватых, оливково-зеленых и ярко-красных тонов, а также общая целостность тональных отношений, кажущихся светотеневыми, но на самом деле умело сочиненных художником.
Идиллическое настроение картины ассоциируется с темами прекрасной Аркадии, музыки Антонио Вивальди, венецианского композитора, написавшего в 1720-х гг. свой «Сельский концерт». Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная». Согласно этой гипотезе, музицирующие юноши в костюмах венецианских патрициев и обнажённые женские фигуры – нимфы природы – находятся в двух различных мирах, они не видят друг друга и поэтому на картине пластически не взаимодействуют.
Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн. «Святая аллегория). В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга... Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу - обнаженной флейтистке на рельефе, изваянном на „Троне Людовизи" и V веке до н. э., и другая — с кувшином у водоёма - составляют единое целое с пейзажем.
На картине представлена античная мифология как бы в обобщенном виде, в настроении, без апелляции к конкретному сюжету. В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного).
Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося). В качестве литературных источников, создававших необходимую атмосферу для подобных изобразительных аллегорий, обычно называют поэзию Дж. Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано.
Мотив крены — мраморного водоема, изображенного у левого края картины, — и прекрасной фигуры нимфы с кувшином в руках наводит на мысль о возможной связи этого мотива со стихотворными строчками популярного в Венеции поэта Джованни Понтано:
Резвые нимфы, кому родники священные милы,
Своды пещер, где струится вода, и тихие реки
Сладкую влагу несут, подносят щедрые
чаши...
Ноги и грудь обнажив, лазурные носятся
нимфы...
То наполняют они кувшины плещущей влагой,
То выливают ее...
(Ок. 1500 г.)
Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы. Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее...»), и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы...
Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника. А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»).
Сельский концерт” Джорджоне да Кастельфранко. Фрагмент. Левая часть.
|
Джорджоне да Кастельфранко. Автопортрет.
|
Сельский концерт” Джорджоне да Кастельфранко. Фрагмент. Правая часть.
|