Русский Ренессанс
«Русский Ренессанс» — условное название периода подъема русского национального искусства, по аналогии с эпохами Итальянского Возрождения, французского Ренессанса или Северного Возрождения в Нидерландах и Германии. Эпоха Возрождения в культурах разных народов характеризуется обращением к классическому наследию, критическим отношением к недавнему прошлому и настоящему, интенсивным развитием новых идей, творческих методов, появлением новых жанров и форм искусства.
В отношении истории русского искусства существует несколько концепций Ренессанса, или Возрождения. Согласно первой, Ренессансом на Руси следует считать «золотой» XV век, который открывается творчеством Андрея Рублева (ок. 1370 —1430), иконописца и фрескиста, писателя Епифания Премудрого (конец XIV — начало XV в.), а заканчивается произведениями Дионисия (ок. 1430—1503).
«Золотой век» в истории русской культуры связан с ростом национального самосознания и укрепления государственности в связи с ослаблением монголо-татарского ига. В 1380 г. русские одержали победу на Куликовом поле, в 1480 г. после «стояния на Угре» татарское войско без боя возвращается в Орду. Московский Великий князь Иван III (1462-1505) заявляет об отказе подчиняться Орде и «собирает» русские земли вокруг Moсквы.
После Флорентийской унии Западной и Восточной церквей (1439) возникла недолгая иллюзия объединения христианского мира. После падения Византии, захвата и разрушения Царьграда (Константинополя) турками в 1453 г. Москва стала преемницей первой христианской империи, «Третьим Римом», а Русь была объявлена «единственным православным царством». Эта великодержавная идеология сочеталась с поисками путей к сближению с Западом.
Икона А.Рублева.
|
Произведения Дионисия Глушицкого.
|
Икона А.Рублева.
|