«Русское Барокко»
«Русское Барокко» — условное название исторической эпохи в развитии русского искусства конца XVII — первой половины XVIII в. Название предпочтительнее брать в кавычки, поскольку Барокко так, как понимали этот художественный стиль в западноевропейской архитектуре, живописи и скульптуре, в России, за небольшими исключениями, не было. Иногда своеобразное явление «русского барокко» включают в более широкое понятие «славянского барокко».
Новые идеи и формы западноевропейского искусства проникали в Россию через Западную Украину и Польшу. Элементы классического итальянского Барокко и более провинциального немецкого барокко (включающего формы Маньеризма и Рококо) соединялись в странах Восточной Европы с традиционными формами народного творчества и, соответственно, несли иное содержание. Перелом в мировоззрении, совершавшийся в Европе в эпоху Возрождения, в России происходил иначе — позднее и замедленными темпами, на протяжении всего XVII столетия.
Поскольку культура России «не проходила» эпохи Возрождения в том качестве, какое претерпели культуры классических стран, то ренессансные функции приняло на себя искусство «русского барокко» XVII в. Отсюда его значение как просветительского, приобщающего русское искусство к достижениям западноевропейской классической культуры, но в иных формах и иной последовательности развития художественных стилей. В странах Западной Европы стиль Барокко, прежде всего в архитектуре, формировался на основе переосмысления уже сложившихся к тому времени (XVI в.) классицистических форм. В России, напротив, вначале развивалось «русское барокко» (конец XVII — первая половина XVIII в.), а затем Классицизм (вторая половина XVIII — начало XIX в.). Поэтому западноевропейские влияния на русскую культуру XVII в. следует рассматривать не в качестве причины формирования нового стиля, а как следствие особенностей на-ционального развития.
Стремительное развитие культуры Барокко в странах Западной Европы отражало новые возможности завоеванной в эпоху Возрождения свободы творческой личности. «Русское барокко» имело иное, маньеристическое содержание. Поэтому необычные и кажущиеся новаторскими на первый взгляд памятники московской архитектуры конца семнадцатого века следует считать не барочными, а маньеристичными.
Историк русского искусства и теоретик архитектуры А. И. Некрасов, как и Б. Р. Виппер, считал, что «включение нарышкинских памятников в понятие Барокко возможно лишь на основе поверхностной типологии отдельных стилистических признаков, а не самого существа стиля». Исключение составляют памятники «голицынского барокко», и прежде всего церковь Знамения Богородицы, построенная в 1690—1697гг. в селе Дубровицы, подмосковном имении Голицыных. Своим причудливым планом, наружными лестницами, «распространяющимися" в окружающее пространство, и «столпообразным», динамичным интерьером дубровицкая церковь действительно соотносится с основными принципами западноевропейского барочного стиля (имя архитектора не установлено). Церковь в Перово (1690—1705), другом подмосковном имении бояр Голицыных, известных своими прозападными симпатиями, представляет собой два поставленных друг на друга восьмерика (традиционная схема древнерусской архитектуры), венчаемых высоким сомкнутым сводом.
«При этом переход от верхнего восьмерика к своду подчеркнут профилированным карнизом, благодаря чему прорезанный широкими окнами верхний восьмерик начинает играть роль барабана, а стоящий на нем высокий свод фактически превращается в купол. Таким образом, зодчий делает значительный шаг в сторону создания сливающегося, перетекающего пространства» (А. Некрасов), которое является главным признаком стиля Барокко.
Русское Барокко.
|
Одно из сохранившихся зданий в стиле русского барокко.
|
Русское Барокко.
|