Fatuitas et Pigritia - peccatumi mortalise (Смертные грехи: Глупость и Лень)
Христианская мораль формулирует семь самых страшных, смертных грехов, противо-поставляя их десяти заповедям Христа. Семь смертных грехов, из-за которых душа человека после Страшного суда попадает в ад, порождены первородным грехом.
Глупость и лень изображали в виде обезьян, пародирующих обыденные занятия человека.
Лень (лат. Pigritia) показывали в образе вола, свиньи, осла или козла. Фигуру козла сопровождает надпись: «Ab haedis scindere oves» (лат., «Отделять овец от козлов”) - фраза Евангелия от Матфея (Мф. 25 : 32), означающая умение отделять доброе от дурного. В позднее Средневековье и эпоху Возрождения стали различать грех лени и вынужденную бездеятельность, порожденную философскими раздумьями. Тяжкий грех pacпутства и вероломства художники изображали в образе Мессалины, исторического лица, жены римского императора Клавдия. Распутная и жестокая Мессалина организовала смертельный заговор против мужа, но в 48 г. была казнена по приказу Клавдия. Её персона стала олицетворением разврата языческого Рима.
Оригинальным образом представляли аллегорию гордыни и лжи. Среди изображений на витражах Нотр-Дам в Париже, соборах Амьена, Шартра, Реймса можно видеть маленькую фигурку в остроконечном шутовском колпаке. Это иудей, который отказывается внять слову Евангелия. Подобным же образом позднее изображали протестантов.
В 1511 г. в Страсбурге вышла книга Й. Гейлера «Гранатовое яблоко» с иллюстрациями X. Бальдунга Грина. В ней изложены аллегории семи смертных грехов. Эту книгу и иллюстрации к ней использовал мастер М. Грюневальд при создании знаменитого Изенгеймского алтаря (1512—1515), на внутренних створках которого и изображена сцена «Искушение Святого Антония». Причем грехи показаны в виде болезней тела и души: уроды, монстры, окружающие святого.
Чудище в красном колпаке — лень, существо с огромной пастью — обжорство. Монстр, схвативший святого за волосы, — гнев. Подобие жуткого пресмыкающегося с нижнего края картины — скупость. Фигуры с гнойниками на теле — прелюбодеяние. Выдающийся художник Северного Возрождения П. Брейгель Старший также посвятил этой теме несколько произведений, в том числе серию рисунков для гравюр по заказу издателя И. Кока: «Семь смертных грехов» и «Семь добродетелей» (1556 —1557).
Это произведение связывают с наследием И. Босха (1453— 1516), нидерландского художника, который, вероятно, одним из первых изобразил в росписи крышки стола (ныне хранится в Эскориале, в Испании) чело-веческие пороки не в отвлеченных аллегориях, а в виде бытовых сценок. Начертанные под ними надписи: Ira — «гнев», Avaritia — «скупость», Desidia — «лень» (лат.) — разъясняют смысл. В углах композиции показаны сцены Страшного суда, напоминающие о расплате, ожидающей грешников после смерти.
Мартин Шонгауэр . Картина “Искушение святого Антония“. 1470-1475 года.
|
Картина “Рыцарь, девушка и Смерть“ Ханса Грина Бальдуни.
|
Маттиас Грюневальд. Картина “Искушение святого Антония“.
|