Главная > Гостевая > Словарь
Поиск на сайте   |  Карта сайта
  • .


A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

Русская мебель

Русская мебель второй половины 18 века. КлассицизмДо середины XVIII в. русская мебель, подобно мебели западноевропейского Средневековья и раннего Возрождения, имела примитивный характер. Однако еще в конце XVII в. в Москве при дворе царя Алексея Михайловича появились «столы немецкие и польские» с резьбой и росписью по черному, золотому и серебряному фону. Причем роспись выполняли русские мастера.

Заморская мебель находилась в московском доме приверженца западноевропейской культуры князя В. В. Голицына. В мастерских Оружейной палаты в Москве с 1660-х гг. работали иностранные мастера, которые изготавливали дорогую мебель с применением техники фанерования, интарсии и орнаментальной резьбы. В период «петровского барокко» в новую Северную столицу мебель привозили из ганзейских городов Северной Германии — так называемые гамбургские, или данцигские, шкафы. Из Испании привозили кресла, обитые тисненой кожей.

В Петербурге в 1720-х гг. работали русские столяры-мебельщики, в частности по английским образцам. Указом царя Петра I в 1721 г. плотникам было предписано строить избы и селиться по правому берегу р. Невы у впадения в нее речки Охты, там, где ранее стояла шведская крепость Ниеншанц. Этих мастеров «приписывали» к Адмиралтейскому ведомству, они должны были строить большие и малые корабли, но оставались вольными, поэтому в свободное от работы время изготавливали мебель, со временем дорогую и изысканную, в том числе по западным образцам, используя навыки «корабельной рези» (орнаментальной резьбы). Среди охтенских мастеров известны плотники Носковы и мастер маркетри Никифор Васильев.

Русская мебель второй половины 18 - начала 19 векаДокументы свидетельствуют, что уже в 1720-1730-х гг. русские мастера, выучившись в Англии и Голландии, производили мебель наборного дерева (маркетри), но, как правило, не применяли дорогостоящих бронзовых накладок. В 1716 г. в Петербург прибыл выдающийся французский архитектор Ж.-Б. А. Леблон вместе с целым штатом мастеров, среди которых были известный рисовалыцик-орнаменталист и резчик по дереву Николя Пино, мебельщик Жан Мишель (работал в Петербурге до 1740-х гг. и выучил много русских мастеров). Леблон организовал в Петербурге 19 мастерских, Новые дворцы обставляли и привозной мебелью — из Лондона везли столы, из Венеции — зеркала. Но мебели все равно не хватало, о чем свидетельствуют поиски будущей российской императрицы Екатерины II, в то время (с 1745 г.) Великой княгини.

Из мастеров немецкого происхождения известны имена Андрея Мейера (упоминается с 1769 г.) и Христиана Мейера (работал с 1783 до 1810 г.). Мастером маркетри в конце XVIII в. был М. Я. Веретенников. Императрица Екатерина II закупала в Париже мебель Ж. А. Ризнер и Д. Рёнтгена. «Рёнтгеновская» мебель из красного дерева с маркетри и тонкими бронзовыми накладками была столь популярна, что ее изготавливали и охтенские мастера, также именуя «рентгеновской». Д. Рёнтген приезжал в Петербург, сопровождая партии мебели, в 1784 и 1786 гг. В 1790 г. вместе с ним приехал ученик Г. Гамбс, который остался в России.


Русская мебель. 18 век. Крупная позолоченная резьба
Русская мебель.
18 век. Крупная
позолоченная резьба.

Русская мебель. Стол. Конец 19 века
Русская мебель.
Стол. Конец 19 века.

Русская мебель. Комод-горка. Конец 18 века
Русская мебель.
Комод-горка.
Конец 18 века.




A  |  B  |  C  |  D  |  E  |  F  |  G  |  H  |  I  |  J  |  K  |  L  |  M  |  N  |  O  |  P  |  R  |  S  |  T  |  U  |  V
А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я



Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Алексей Гаврилович Венецианов. Сайт художника.