Цвет
Одно из свойств объектов материального мира, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение. Тот или иной цвет "присваивается" человеком объектам в процессе их зрительного восприятия. Различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, которые мы называем цветовыми. Некоторые источники света испускают лучи только одинаковых колебаний и потому простого гомогенного цвета, например, пламя натрия — желтого, лития — красного, таллия — зеленого.
Белый цвет солнечного луча не простой, а сложный, и призмой может быть разложен на ряд цветных полос — спектр. Белый цвет ощущается не только при одновременном проникновении в сетчатку всех лучей спектра, но и при сочетаниях в определенных количествах только красных и зеленых, или только желтых и синих или при сочетании красных, зеленых и фиолетовых.
Цвета, образующие при сочетании белый цвет, называются взаимнодополнительными. Вообще все цвета можно составить из соответственной смеси трех основных цветов спектра: красного, зеленого и фиолетового. Естественный цвет тел зависит от отражения одних лучей и поглощения других лучей спектра; тело нам кажется белым, если оно одинаково хорошо отбрасывает все лучи спектра, черным — если оно совершенно поглощает все лучи; красное стекло пропускает только красные и оранжевые лучи и поглощает все другие.
Наименования многих цветов произошли от название объектов, окраска которых очень сильно выражена: малиновый, розовый, изумрудный. Нередко даже цвет источника света описывает цвет какого-либо характерного несветящегося объекта: кроваво-красный диск Солнца.
Цвет в искусстве.
Художественное выражение человеком его способности к восприятию действительности во всём богатстве красок. Цвет выступает в связи с такими элементами художественной формы, как композиция, пространство, фактура, колорит, пронизывая всю сферу материального воплощения произведений искусства. Цвет может характеризовать степень отдалённости объекта в картинном пространстве (цветовая перспектива), его связь с другими объектами и окружающей средой, материальные свойства отдельного объекта или его частей, общий эмоциональный строй художественного образа. Цвет может образовывать условные системы, имеющие символическое значение (особенно на ранних ступенях развития культуры или в средневековье). В отдельные эпохи в развитии мирового искусства складываются свои, характерные для этой эпохи, представления об использовании цвета, связанные с понятиями стиля, направления, творческого метода.
Цвет в индивидуальной и общественной практике человека.
Исключительно велика роль цвета в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, современной технике передачи информации и т.д. В быту и на производстве цвета и их сочетания интенсивно используются как символы, заменяющие целые понятия в правилах поведения. Так, сигнальные огни того или иного цвета на транспортных магистралях разрешают или запрещают движение, предупреждают, требуют внимания. В промышленности и другой коллективной деятельности цвета как символы применяются для маркировки трубопроводов с различными веществами или температурами, различных электропроводов, всевозможных жетонов, информационных карт, банковских документов, денежных знаков, спецодежды и т.д.
В промышленности и быту цвет является одним из основных факторов производственного и бытового комфорта. Изучение психологического воздействия определённых сочетаний цветов — цветовых гармоний — составляет предмет эстетики цвета. Цветовые гармонии широко используются как в искусстве, так и при организации производственных процессов для создания психологических акцентов, обеспечивающих увеличение производительности труда и уменьшение утомляемости работников, а также бытовой комфорт, способствующий активному и наиболее полноценному отдыху.
Символика цвета.
Символика цвета основана на полярности двух групп цветов: теплого цвета, связанного с процессами ассимиляции, активности, и холодного, связанного с процессами диссимиляции, пассивности — так определяют цветовую символику специалисты. К первой группе они относят цвета: оранжевый, красный, белый и желтый; ко второй группе — голубой, черный, фиолетовый и синий.
Символика определяется аналогией между интенсивностью цвета — цветовым тоном, определяемым его местом между черным и белым на цветовой шкале, и символикой уровня, — данная констатация требует серьезного объяснения. Здесь речь идет о соотношении одних цветов с различными категориями эмоций — от простых до самых сложных. Например: зеленый — подавление, эгоизм, депрессия, инертность, т.е. все, что увязывают с увяданием живого; фиолетовый — ностальгия и память; желтый — атрибут солнца, великодушия, интуиции и интеллекта; оранжевый — гордость и амбиции; красный — страсть, чувственность, внутренние силы; пурпурный — духовность и величие.
Праздники и траур также окрашиваются в разные цвета, причем цвета траура неодинаковы в различных странах. В России — зеленый, на островах Полинезии — яркие (красный, желтый) цвета, в Европе — красный, на Востоке — белый.
Принцип цветового дуализма лежит в основе многих символов. Но главные заключены в сочетании белого и черного. Еще со средневековых времен черный цвет означал грехопадение, белый — чистоту. Добавленный к этой паре красный символизировал любовь и милосердие.
Лилия и роза (белое и красное) — мистические символы. Эти цвета обозначают еще и взаимоотношения мужского и женского.
В Египте стремились к удачному сочетанию цветов во внутренней отделке домов, считая, что тем самым создаются условия для более продолжительной жизни, сохранения здоровья и душевного покоя. Именно на цвет одеяния Будды обращали внимание его ученики, последователи и неофиты. Белый цвет свидетельствовал о спокойствии самого Будды, об умиротворении, которое окружало его имя. В Риме превалировал красный цвет, напоминавший обывателю о победах в военных баталиях, которыми была богата его история.
Цвет, таким образом, превращался в неизменный атрибут всей человеческой жизни — от рождения до самой смерти, когда на могилу умершего возлагают яркие цветы.
Разложение света на спектр. Опыт Ньютона.
|
Аддитивное смешение трех основных (RGB) цветовых тонов.
|
Теплые и холодные цвета.
|