Реставрации Стюартов стиль
Реставрации Стюартов стиль — историко-региональный стиль в искусстве Англии второй половины XVII в., его называют также «придворным стилем Стюартов» или английским Барокко.
Возникновение и развитие стиля связано с возвращением на престол династии Стюартов в лице короля Карла II (1660-1685) и его преемника Якова II (1685—1688) после революции Кромвеля. Английские историки искусства датируют период английского Барокко при шотландском короле Якове I (1603—1625) и распространяющегося до начала XVIII в. — времени формирования георгианского стиля (английского Классицизма).
Однако своеобразие развития английского искусства (во многом сходное с эволюцией стилей в России XVII – XVIII вв.) стало причиной того, что стиля Барокко в том качестве, в каком он существовал, к примеру, в Италии, на английской земле создано не было (как не было в полной мере и эпохи Возрождения). Поэтому термин «барокко» для определения особенностей развития этого периода оказывается недостаточным.
Английское искусство, прежде всего в архитектуре, оформлении интерьера и мебели, было слишком консервативным, чтобы усвоить в достаточной степени барочные черты. В годы правления Якова I художники обратились к итальянским источникам, античным орнаментам. Вместе с итальянскими мотивами импортировали и отдельные элементы барочного декора: волюты, рустованные и витые колонны, тяжелые гирлянды, маскароны, гермы и теламоны, пышные коринфские капители, раскрепованные карнизы и фронтоны.
Эти элементы фрагментарно сочетались с традиционной композицией английского дома. Король Карл II был современником Людовика XIV и стремился подражать французскому «Большому стилю», в котором соединялись элементы Классицизма и Барокко. Однако Версаля в Лондоне не получилось и английский «придворный стиль» («Court Style») демонстрировал элементы более скромного, камерного «барочного классицизма». При дворе Карла II были сильны влияния нидерландского искусства и стиля фламандского барокко.
В это время начинал работать выдающийся мастер, резчик по дереву, скульптор и гравер Гринлинг Гиббонс (1648—1721). Он родился в Голландии, в английской семье, приехал и Лондон из Роттердама. Мощный стиль резьбы по дереву Гиббонса в полной мере проявился в период правления Вильгельма III Оранского и королевы Мэри, а также позднее – в годы правления королевы Анны.
В 1665 г. английский архитектор Кристофер Рен (1632—1723) предпринял путешествие в Париж, где испытал значительное воздействие архитектуры французского Классицизма. Рен привёз в Лондон большое количество альбомов и гравюр, чтобы показать англичанам «образцы орнаментов и гротесков, в которых французы превзошли даже итальянцев».
В 1666 г. в Лондоне грандиозный пожар уничтожил три четверти всех зданий. Рен создал проект перепланировки города в духе французского академического Классицизма и начал строительство огромного собора Св. Павла, в облике которого он совместил «французскую схему» крестово-купольного храма, восходящую к эпохе Итальянского Возрождении, элементы Барокко и «романо-готическо стиля».
Новый стиль английского «барочного классицизма», разработанный Реном, продолжал его ученик Николас Хоуксмур (1661-1736) в Гринвиче. Придворным живописцем Карла II был Питер Лели (1618— 1680), голландец из Хаарлема. Он сумел снискать славу холодноватыми, изящно-салонными портретами светских красавиц («Виндзорские красавицы»). В искусстве мебели этот период назвали «ореховым».
Гринлинг Гиббонс. Резчик по дереву.
|
Питера Лели. На портрете кисти.
|
Кристофер Рен. Собор св. Павла в Лондоне.
|